Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой, как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно также в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).
Цель данной работы: определить социальную роль семьи в современном обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Семья как социальный институт 5
2. Характеристика социальной роли семьи в современном обществе 7
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Седова 1 - Социальная роль семьи в современном обществе.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Итак, в любой семье человек  проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма исторически изменчивы; отчего и: сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу1.

Период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции  не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит  инстинктивное стремление человекам  продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России.

Человек приобретает ценность для  общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует  целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и  естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических  преобразований в обществе -претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В. Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что  семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996 года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости  отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм  родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения (Н. Я. Соловьев, В. А. Сысенко и др.).

Влияние распада семьи на детей  дошкольного возраста изучалось  в частности Т. П. Гавриловой. Она  выявила, что при нарушении контактов  с родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости и высокий  уровень разводов - показатели кризиса  семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции—добавление по РФ, в работах социологов, демографов; К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим «эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

В 80-е годы в СССР была создана «Служба семьи» -система учреждений и общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения «Службы семьи»: особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных; создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути оказания: помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций - воспитательную.

Заключение 

В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как  социального института, изменение  ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Занятость в производстве не освобождает  женщину от домашних дел, поэтому  у работающих женщин по сравнению  с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. Снять двухкратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей - справедливая плата за работу женщины вне дома. Качество брака в двухкарьерной семье не пострадает, если основные характеристики статусов мужа и жены будут приблизительно равны либо показатели мужа будут выше. Современная семья переживает кризис, причиной которого является разрушение исторических обычаев и норм, на которых она всегда держалась. Прежде всего это связь между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы. Но специалисты считают, что семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это заметно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, углубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографию, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Список используемой литературы

 

1.    Гаспарян Ю.Л. Семья  на пороге XXI века (социологические  проблемы) – Санкт-Петербург: ТОО  ТК «Петрополис», 2010.

2.   Зверева О.Л., Гашечева А.Н.  Семейная педагогика и домашнее  воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. цент «Академия», 2009.

3.   Комаров М.С. Введение  в социологию: Учебник для высших  учебных заведений. – М.: Наука, 2010.

4. Кравченко А.И. Социология. Справочное  пособие. - М., 2009.

5. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное  и дополненное. – М.: Гуманитарный  изд. центр ВЛАДОС, 2011.

 

1  Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное и дополненное. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. С.128.


Информация о работе Семья как социальный институт