Семья как важнейший социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 23:29, реферат

Описание работы

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак , рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи- дело отнюдь не такое простое. успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности.

Файлы: 1 файл

Семья как важнейший социальный институт.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

Подлинно научные  воззрения на семью обосновал  Ф.Энгельс. В своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» он анализирует семью  в её историческом развитии. Первоначально  это была кровнородственная семья, когда брачные группы были разделены  по поколениям, так что половая  связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины, живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.

По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную  эпоху состоит в непрерывном  сужении круга лиц, из которых  состоит брачный союз. В отличии от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи, возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность обязана соблюдать лишь женщина.

Совсем иных взглядов на историю древних людей  и их семейно-брачную жизнь при-держивался финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

Что же касается некоторых обычаев, в которых  усматриваются пережитки группового брака, то причина их, полагал Вестермарк, в другом. Так право первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а возникло на почве предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем самым освящал супружество.

Вестермарк отвергал гипотезу Моргана о пуналуальной стадии развития семьи и без всяких на то оснований утверждал, что эта форма нигде обнаружена не было.

Наука располагает  обширной и достоверной информацией, дающей представление о характере  еврейской, греческой и римской  семьи в древности. Еврейская  семья была моногамной. Главной фигурой  в семье был отец. Семья была многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала  как святотатство.[1]

В Древней Греции мужчина имел одну жену. Если жена не приносила с собой приданого, такая связь считалась простым  сожительством. Отец был господином своей законной жены, детей, сожительниц  и рабов. Жены первоначально пользовались равными правами с мужьями, но затем положение изменилось. В  Афинах и Спарте был распространён  гомосексуализм, половые связи между  родственниками были запрещены.

В более позднюю  эпоху сильное влияние на институт семьи во многих странах мира оказало  христианство. Оно освящало моногамию, осуждало многоженство и многомужество. Превыше всего христианство ставило  девственность, второе место отводилось воздержанию при вдовстве. Браки  христиан с иноверцами считались  греховными.

Церковь определяла так же правила сексуальных отношений. Девушка должна была хранить девственность  даже в первую брачную ночь. Позднее  было установлено, чтобы молодожены воздерживались от сексуальных сношений три дня и три ночи после  свадьбы.

Новую концепцию  супружества как гражданского договора выдвинул Мартин Лютер. Новые взгляды  на брак позднее сделали возможной  практику разводов.

В период образования  в США существовала относительная  свобода в выборе партнёра по жизни. Но в отдельных областях США были запрещены смешанные браки черных и белых, между белами и индейцами. Создание семьи всячески поощрялось. Девушка в возрасте 25 лет и  старше считалась слишком старой, поэтому в брак вступали очень  рано, иногда в 13 лет. Американские семьи  того времени отличались многодетностью. Это объяснялось потребностью в  рабочей силе.

В дореволюционной  России женщины подвергались откровенной  дискриминации и развод церковь провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные отношения несли на себе печать имущественных. Так, в литовской деревне после смерти мужа вдова выходила замуж за одного из младших братье, чтоб не делить имущество. В восточных и южных национальных окраинах России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство. Нередко родители заключали сделку ещё в младенчестве невесты и жениха или до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив жену или купив её, муж становился полноправным её владельцем.

У многих народов  Сибири, Севера и Дальнего Востока  сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Семьи жили в самых примитивных бытовых  условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой  зрелости.[2]

3.Классификация  семьи. 

3.1 Классификация семьи.

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие  такой классификации даёт возможность  человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации  жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих  пор не существует даже более или  менее общепризнанной типологии  личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии  семьи пока ещё не может быть и  речи, но первые попытки классификации  семьи уже предпринимаются. В  частности, семьи различают по таким  параметрам :

1.По семейному  стажу супругов.Здесь выделяют семьи : · семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

· молодая семья  – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.

· семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.

· семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится большинство разводов.

· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое  благополучие супругов на этом этапе  во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству  детей выделяют такие разновидности  семей: 

· бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.

· однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а  в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается  примерно каждая вторая. Но если такая  семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

· малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.

· многодетная  семья – такою нынче считается  семья, в которой трое и более  детей. В этом типе семей разводы  крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической  несостоятельности мужа.

3. По составу  семьи.

· неполная семья  – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного  рождения ребёнка, а то и усыновление  одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой  самостоятельностью, понятливостью  и эмоциональностью.

· отдельная, простая  семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

· сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.

· большая семья, состоящая из трёх и более супружеских  пар( родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

4. По типу  главенства семьёй. Различают две  основные разновидности семьи :

· эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.

· вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль. 

5. По однородности  социального состава.

·социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.

·социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего. 

6. По качеству  отношений в семье.

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .

· устойчивые

· проблемные. Тут  частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.

· конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

Информация о работе Семья как важнейший социальный институт