Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 23:29, реферат
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак , рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи- дело отнюдь не такое простое. успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности.
· социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.
· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.
7.По типу потребительского поведения.
· с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей
· с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.
8.По особым условиям семейной жизни.
· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.
· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.
Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.[5]
3.2 Патриархальная семья.
Это наиболее архаичный тип семьи. Ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа , а детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятию основных решений, в связи с чем происходит жесткое закрепление ролей. Социолог Ф. Ле Пле наблюдал такие отношения у башкир, русских, южных славян.
Семья югославянских народов патриархальна. Сыновья, женатые и неженатые, в подавляющем большинстве случаев оставались в родительском доме, а дочери жили в нём до тех пор, пока не выходили замуж, после чего переселялись в общину мужа. В экстроординарных случаях этот порядок нарушался. В родительский дом могла вернуться овдовевшая дочь со своими детьми. Численность семейных кланов не регламентировалась. Нередко встречались семейства , насчитавшие по пятьдесят и более человек.
Фактическими собственниками имущества выступали мужчины, так как девушка, вы-ходя замуж, лишалась права на наследство. Главой задруги был старший по возрасту мужчина – дед или отец. Круг его обязанностей был весьма разнообразен. Он выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи.
В этой общине царила строгая иерархия. Слово главы задруги было законом для каждого её члена. В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца. Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства.
Трудовая деятельность регламентировалась возрастом и полом. Уход за птицей, свиньями поручался детям. Старики и больные выполняли более мелкую работу. Женские работы сосредотачивались вокруг обслуживания членов задруги – забота о пище, уборка дома и двора. Работа расписывалась между женщинами. Они, разумеется, принимали участие в сельскохозяйственном труде – пололи, жали, убирали урожай. Им принадлежало первенство в занятии домашними ремеслами – прядение, вязание.[3]
4.Социальные функции семьи.
Формы семьи
варьируются от общества к обществу,
от эпохи к эпохе. Культурные нормы,
помимо всего прочего, предписывают
число супругов, которое может
иметь один человек, правила выбора
брачных партнёров, роль главы семейства
и права и обязанности
Универсальность
семьи как института
Материальная
деятельность семьи на разных этапах
её развития выражалась через такие
функции, как организация
Следующая функция – регулирование сексуальных отношении. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.
К функциям семьи относят воспитательную. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит прежде всего благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не прекращается.
Семья обеспечивает своим членам опёку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе. Таким образом ещё одна функция семьи - это забота и защита.[8]
Следующая функция семьи – рекреативная.( восстановительная ). Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего в общественно полезной деятельности. Повседневным, основным рекреационным институтом является всё-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым зарядились в обществе, в своём личностном, должностном, профессиональном функционировании. Именно от семьи, прежде всего, зависит наше социальное здоровье.
Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение ( на улице, на работе ) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где мы общаемся с людьми социально и психологически близкими, и где более деликатно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья.
Некоторые социологи выделяют так же регулятивную функцию семьи. Она включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с другом, с другими людьми, со всем обществом. Уже чувство принадлежности семье в значительной мере корректирует поведение взрослых людей на работе. Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, таким его делает чувство ответственности за семью[6].
Также семье характерна функциясоциального самоопределения. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья.
Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта, личного потребления, психологическая поддержка и материально-бытовая пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.[8]
5. Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни?
В социологии предпринимаются попытки выявить такие типы личности, которые наиболее оптимально вписываются в супружескую жизнь. В частности, известный чешский социолог семьи Карел Витек в своей книге < Проблемы супружеского благополучия > выделяет следующие типы личности:
1. Демократ. Это
человек уравновешенный, реалистически
относящийся к жизни, к людям.
Личность сильная, наделённая
высокоразвитым чувством
2. Труженик. Это чрезвычайно старательный, самоотверженный трудяга, который и не очень умеет, и не особенно желает слишком много говорить, больше любит конкретное дело, исключительно добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. Занятый своим делом, он мало уделяет внимания многим другим сторонам жизни.
3. Добряк. Это
самоотверженный, скромный, терпимый
ко многим вещам человек,
4. Раб. Человек
абсолютно самоотверженный, не
умеющий даже подумать о себе.
Он готов терпеть что угодно
и бесконечно благодарен за
малейшую благосклонность к
5. Эгоист. Это
человек, который легко и с
удовольствием пользуется
6. Романтик. Люди подобного типа живут чаще всего своими мечтаниями, нереальными идеалами, мало приспособлены к обыденной жизни.
7. Авантюрист. Основные
интересы данного типа людей
направлены чаще всего на
8. Индивидуалист.
Это такой человек, который
не склонен жить среди других
людей. Его нельзя назвать ни
злым, ни добрым, потому что он
вообще не хочет вмешиваться
в чужие дела. Вместе с тем
не терпит и никакого