Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 21:25, контрольная работа
Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследовани
Введение 3
Историческое развитие семьи в славянской культуре 4
Отличительная черта советской семьи во взглядах ученых 6
Современная семья в постсоветской России 9
Сравнительная характеристика семьи в советское время и постсоветское 12
Заключение 16
Список литературы 18
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
на тему: Семья в советской и постсоветской России.
Студент: Колесникова А.А.
Группа: ЗПСО-301с
Преподаватель: Горфинкель В. А.
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение 3
Историческое развитие семьи в славянской культуре 4
Отличительная черта советской семьи во взглядах ученых 6
Современная семья в постсоветской России 9
Сравнительная характеристика семьи в советское время и постсоветское 12
Заключение 16
Список литературы 18
Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследовани
Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Тема реферативной работы «Семья в советское и постсоветское России». Охватывает довольно продолжительный отрезок времени. Актуальность исследования заключается в том как трансформировалась Россия с начала ХХ века до ХХI. Поменялся весь мир, ценности, идеалы, взгляды и мировоззрения. Интерес заключается также в том. что поменялся политический строй если в советское время был коммунистический, то теперь демократический. Анализируя сегодня труды теоретиков молодой советской школы, мы отмечаем высокую степень идеологичности данных работ. Политизированными оказываются взгляды на структуру и функции семьи, ролевое взаимодействие ее подсистем. Можно проследить как трансформировались люди и их жизненные приоритеты. В СССР главенство отводилось крепкой дружной семье, стояла на первом месте то в современной России выделяется профессиональная направленность как женщин так и мужчин. Современные супруги это уже состоявшиеся люди, которые не торопятся обзаводиться детьми или же семьи живущие в гражданском браке. развитие стремления к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию личности студента как семьянина и профессионала, работающего в сфере социальных отношений.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности[27][28] (ср. лит. Zeme: Земля). В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов
Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана[30], М. М. Ковалевского. В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества [1].
До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья[источник не указан 922 дня], в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.[1].
Изменились и социально-
Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах — с конца 1980-х — начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа
переход от «золотого века» брака к конкубинативному союзу;
переход от пары «ребёнок-король с родителями» к «паре королей с ребёнком»;
переход от контрацепции в
целях предохранения к
переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства [3].
Отечественная педагогика и школа в своем историческом развитии
накопили значительный опыт формирования готовности молодежи к браку и семье. В начале XX века положение о том, что школа есть ведущее звено в системе коммунистического воспитания и несет ответственность за подготовку выпускников к семейной жизни, декларировалось на съездах КПСС и ВЛКСМ, отмечалось в постановлениях партии и правительства, десятилетиями эта деятельность монополизировалась государством.
Семья объединялась с государственной системой воспитания детей и
функционировала в едином политическом русле со школой, молодежными
организациями и другими социальными институтами.
Одной из важныхзадач советской школы, отмеченной в работах А.И. Антонова, В.С. Герасимовой, И.В. Гребенникова, Л.М. Орловой, В.В. Фирсова, являлось формирование нравственной готовности юношей и девушек к вступлению в брак и выполнению ими родительской роли в соответствии с интересами общества. Обязательным компонентом готовности молодого человека к семейной жизни была высокая степень приверженности нравственным идеалам социализма; умение ставить общественные интересы выше личных, семейных; способность осуществлять семейное функционирование в соответствии с принятыми в обществе репродуктивными, экономическими, воспитательными и рекреационными эталонами.
Анализируя сегодня труды теоретиков молодой советской школы
(В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), мы отмечаем высокую
степень идеологичности данных работ. Политизированными оказываются
взгляды на структуру и функции семьи, ролевое взаимодействие ее подсистем.
В классической буржуазной семье, писал А.В. Луначарский, женщина − существо «порабощенное», воспитание детей − ее обязанность;
она становится «наседкой», а «материнская любовь... превращается в заскорузлое мещанство...». Имея коммунистическую «путеводную звезду»,
социалисты, не отвлекаясь на семейные заботы, смогут создать в «неожиданно короткий срок» систему «нормального (общественного) воспитания», подготавливающую «гармонично развитых индивидуалистов» [2].
Включение женщины в общественное производство, актуальное для социализма, «раскрепостит» женщину-мать от тяжких семейных обязанностей. «Трудовая пчела», как называла женщину социалистического общества А.М. Колонтай, найдет «ключи от счастья женского» (выражение
Н.К. Крупской) в свободном труде на общественном производстве, в любви, не связанной буржуазными условностями, а не в мещанской семейной
атмосфере. Подобные утопические настроения и надежды на скорое создание идеального общества были характерны для многих российских интеллигентов советской эпохи. Практика показала, что впоследствии отечественной педагогической школой были созданы действительно выдающиеся и эффективные подходы к подготовке молодежи к браку и семье.
Они не во всем разделяли постулаты классического марксизма, хотя преданность его идеалам постоянно декларировалась.
Основными направлениями подготовки молодежи к браку и семье, как свидетельствуют отчеты школ, архивные источники, в советской школе были: ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой брачно-семейных отношений в социалистическом обществе; половое просвещение молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей учащихся и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности; развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности
пионерской и комсомольской организаций; формирование уважительного,
заботливого отношения к женщинам, старикам, детям; практическая под
Большое значение в педагогической практике подготовки будущего
семьянина уделялось использованию межпредметных связей в обучении.
В ряде школ учебная работа объединялась вокруг таких тем, как «Семья в социалистическом обществе», «Новый семейный быт и женщина», «Женщина в советской художественной литературе». Особо подчеркивалась
роль семьи в подготовке учащихся к семейным отношениям. Поощрялось
участие родителей школьников
в различных внеклассных
усиливался контроль школы по созданию благоприятных условий домашнего быта и отдыха учащихся, их оздоровлению.
Роль родителей в подготовке будущего семьянина раскрывалась в трудах О.С. Богдановой, Р.Г. Гуровой, В.Н. Колбановского, И.С. Марьенко, Г.С. Прозорова, И.Ф. Свадковского и др. В 1950−1970 гг. практически повсеместно в школах страны были введены тематические факультативные курсы: «Грамота материнства», «Семьеведение» и др.; создавались кружки домоводства, рукоделия, по уходу за детьми; организовывались «уголки быта», «уголки женщины»; проводились семинары, этические беседы по материалам художественных произведений, просмотры и обсуждение кинофильмов, вечера вопросов и ответов по семейной тематике, индивидуальные беседы со школьниками. Коллектив ученых НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР создал типовую программу и разработал методические материалы факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9−10 классов.
Кардинальная перестройка основ советского общества, начавшаяся в
90-е гг. XX в., привела к ломке традиционной стратегии отечественной
школы. Многие общественные институты, утратив коммунистические
ориентиры, оказались неспособными к социальной адаптации в обновляющейся России [4]..
Многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным. Нравственная дезинтеграция молодежи, недостаточно развитые у нее навыки жизненного самоопределения, отсутствие в реформирующемся обществе институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации, относительная скудность теоретических и практических разработок педагогических условий личностной готовности к браку и семье стали тревожными характеристиками общественных отношений на рубеже эпох.
Концепция семьи стала основываться на взглядах на свободу как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении к наиболее
полному удовлетворению личных потребностей и равенстве партнеров.
Современный взгляд на семью как на самоценность, при котором на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, отражает гуманизацию семейных отношений. Одновременно усложняется вся система функционирования семьи как социального института, обостряется В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей[8].
Информация о работе Семья в советской и постсоветской России