Семья в советской и постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследовани

Содержание работы

Введение 3
Историческое развитие семьи в славянской культуре 4
Отличительная черта советской семьи во взглядах ученых 6
Современная семья в постсоветской России 9
Сравнительная характеристика семьи в советское время и постсоветское 12
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Семья в советской и постсоветской России..docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% [6].

Сейчас средняя семья  в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается  в зависимости от региона бывшего  СССР. Наибольший показатель имеет  население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним  ребенком. Наличие единственного  ребенка характерно для большинства  городских семей.

И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое  воспроизводство находится под  угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность  депопуляции населения в ряде регионов страны.

Современное состояние семьи  не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в  нашей литературе много писали о  кризисе буржуазной семьи. Наша советская  семья определилась как семья  образцовая с бесконфликтным настоящим  и блистательным будущим. Сейчас в нашей печати иначе как о  кризисе семьи не говорят. Встречаются  даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.

В чем проявляются кризисные  явления в семье? Прежде всего, в  ее нестабильности. В крупных городах  распадается свыше 50% браков (в некоторых  местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.

К нестабильности семьи следует  добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных  семей, где муж и жена живут как «кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество. По данным еженедельника «Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживается за правонарушения и бродяжничество, 1904 ребенка в 1997 г. покончи­ли жизнь самоубийством.

В настоящее время институт семьи и, в частности, процесс подготовки семьянина исследуется философами, социологами, демографами, экономистами, юристами, психологами, педагогами, медиками, этнографами

в свойственных им ракурсах. Исследователи приходят к общему выводу

об отсутствии в науке  интеграционного подхода, что делает затруднительным решение комплексных проблем брака и семьи [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительная характеристика семьи в советское время и постсоветское

 

Типичную советскую семью  можно рассматривать как вариант  аномальной языческой семьи с  элементами православной модели. В  такой семье:

    –    мужчина  и женщина борются за доминирование;  победа достается более сильному – не столько физически, сколько психически;

    –    существуют  противостояние поколений, подавление  детей и борьба детей с властью  родителей;

    –    мужчина  не несет ответственности за  семью в целом;

    –    равенство  мужчины и женщины рассматривается  как достижение социализма.

Первоначальным идеалом  женщины при социализме была рекордсменка, рабфаковка, ударница, боец Красной  Армии: Гризодубова и Раскова, сестры Виноградовы, Роднина и Терешкова и пр. Сталин вспомнил о женщине-матери в связи со страшной убылью населения после Великой

Существует три варианта определения лидерства в семье: 1) наличие явного фактического главы  семьи; 2) наличие формального главы  семьи при фактическом равноправии  родителей; 3) семья с неопределенным понятием главы. Семьи второго типа чаще встречаются в городах, семьи  первого типа – в сельской местности.

Сегодня в России преобладает  малая семья – «родители-дети». Из-за жилищных проблем, трудностей в  воспитании детей, а также по ряду иных причин женатые дети остаются с родителями. Причем чаще всего  с родителями остается замужняя дочь. Причину этого видят в более безболезненном разрешении разногласий между двумя хозяйками – матерью и дочерью, чем между свекровью и снохой.

Психологическая близость к  сыну мотивирует ревность у свекрови по отношению к снохе, дочь же с  самого начала воспитывается как  «вторая мама». Пожилые родители также чаще проживают с замужней дочерью, чем с женатым сыном.

Единственный вариант  приобретения устойчивости советской  семьей – установление связи доминирования  и ответственности: если ответственная  за дела семьи мать, ей должна принадлежать власть.

По мнению З.А.Янковой и Е.Ф.Ачиловой, удовлетворенность браком определяется в основном наличием лидера в семье, что должно дополняться (но не заменяться) партнерскими отношениями в решении проблемы семьи, совместным проведением досуга. При этом для женщин важнее досуг во внесемейной сфере, а для мужчины – в семье, включая занятия с детьми. Вместе с тем воспитание детей является самостоятельной ценностью, не зависящей от «стабильности» семьи, под которой подразумевается риск развода.

Поскольку при социализме проблемы семьи – это в первую очередь проблемы, решаемые матерью, а не отцом, постольку большинство  исследований в советской психологии, посвященных семье, отражают особенности  отношений матери и ребенка. Причины  трудностей социализации ребенка видят:

    –    в  искажении структуры семьи (неполная  семья),

    –    в  аномальных стилях воспитания, которые  применяет мать.

Основное решение проблемы состоит в возвращении отцу его  роли, характеризующей нормальную семью.

Психолог А.И. Захаров  считает, что главной причиной детских  неврозов является извращенная ролевая  структура семьи: мать в такой  семье излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна  и категорична. Если отец мягок, раним  и не способен управлять ситуацией, ребенок становится для матери «козлом  отпущения».

Отцовская роль имеет сложное  содержание. М. Уэст и М. Коннер определяют ее следующими параметрами:

    –    количество  жен и детей, которые имеет  и за которые отвечает отец;

    –    степень  его власти над ними;

    –    количество  времени, которое он проводит  в непосредственной близости  с женой (женами) и детьми в  разном возрасте, качество этих  контактов;

    –    в  какой мере он непосредственно  ухаживает за детьми;

    –    в  какой мере он ответственен  за непосредственное и опосредованое обучение детей навыкам и ценностям;

    –    степень  его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

    –    сколько  он трудится для жизнеобеспечения  семьи и общины;

    –    сколько  ему нужно приложить усилий  для защиты или увеличения  ресурсов семьи или общины.

«Если в так называемой патриархальной семье отец одновременно является кормильцем, носителем власти, наставником и примером для подражания, то в «развитых» обществах наблюдается  разрушение структуры семьи: частое отсутствие детей в семье, бедность отцовских контактов с детьми, неумелость отцов, неспособность к  уходу за младенцами и незаинтересованность в воспитании детей» (И. Кон).

Православные богословы  подчеркивали значение трех основных отношений в семье: отношения  власти, отношения ответственности, отношения любви. Любви в православии  уделялось особое значение как компенсатору напряженного отношения «доминирование-подчинение». Муж признается в православии  единственным главой семьи. Протоиерей Е. Попов (1901) отмечал: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как  нечто основное, а жена как нечто  последующее. Он творится самостоятельно, а жена, как младенец от матери, уже  родится от него, получает свою жизнь  из ребра его. В этом смысле она  называется в слове Божием «останком духа мужа». Притом не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его, чтобы быть ему в сообществе с подобным. В душевных слабостях и способностях муж тверд, самостоятелен. На этот раз он отличается рассудительностью. Жена же обладает более памятью и воображением, но и глубоким взглядом на предметы, особенным чутьем к частностям в деталях; в ее суждениях более чувства, чем мысли, в действиях – более подражательного, чем самостоятельного… В отношении долга и семейства муж «голова и руки», а жена только «грудь и сердце»… Жена совершенно равна мужу по общечеловеческим правам… но за всем тем равенство ее с мужем во главе Христа не уничтожает ее подчинения мужу, как и подчинение не уменьшает равенства в Господе … Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом». Автор этот оказался пророком в своем отечестве. Предсказания сбылись в деталях: чем более различия в образовательном уровне жены и мужа, тем больше шансов, что брак завершится разводом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи.

Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека [7].

Модель современной российской семьи – модель, в которой ответственность  за семью несет мать; она доминирует и более близка с детьми эмоционально.

Между тем, российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции. Большинство мальчиков  и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. По мнению детей, занятие домашним хозяйством – это  главное дело матери. Вместе с тем  мальчики проявляют большую привязанность  к матери, очень боятся ее холодности, невнимания, отчуждения от нее. Мальчики предъявляют больше требования к  матери, а девочки – к отцу.

Однако данные исследований показывают, что отцы сегодня имеют  неплохой шанс изменить ситуацию в  свою пользу. Во-первых, большинство  подростков опрошенных семей утверждают, по данным В.Н. Дружинина, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что  реально в семье распоряжается  мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним  они имеют меньший эмоциональный  контакт: большинство детей утверждает, что мама их любит больше, чем  папа; при конфликтах в семье дети принимают сторону матери. Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, заступаются за детей, учат их постоять за себя.

Таким образом, модель семьи  в постсоветской России, по мнению

В.Н. Дружинина, имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 40.

2. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский ; под ред. А.М. Арсеньева [и др.]. – М. : Педагогика, 1976. – 634 с.

3.  Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. — 2004. — № 5. — С. 102-183.

4. Осипова, О.С. Брачно-семейные отношения в тенденциях глобализации: плюрализм, индивидуализм, толерантность / О.С. Осипова // Семья в России. – 2007. – № 4. – С. 22–32

5. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития: мат. междунар. семинара / сост. Э.Ш. Камалдинова. – М. : Альфа-М. 2002. – 138 с.

     6. Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.

     7.  Синягина Н. Ю. современная молодая семья – СПб.:Каро.2007

     8. Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.


Информация о работе Семья в советской и постсоветской России