Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 21:25, контрольная работа
Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследовани
Введение 3
Историческое развитие семьи в славянской культуре 4
Отличительная черта советской семьи во взглядах ученых 6
Современная семья в постсоветской России 9
Сравнительная характеристика семьи в советское время и постсоветское 12
Заключение 16
Список литературы 18
Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% [6].
Сейчас средняя семья
в России состоит из 3,2 человека.
Этот показатель существенно различается
в зависимости от региона бывшего
СССР. Наибольший показатель имеет
население Таджикистана и Азербайджана
(средняя численность детей
И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.
Современное состояние семьи
не внушает особого оптимизма. Ее
проблемы кажутся порой
В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.
К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут как «кошка с собакой», а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество. По данным еженедельника «Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс. страдают психическими заболеваниями, 900 тыс. подростков ежегодно задерживается за правонарушения и бродяжничество, 1904 ребенка в 1997 г. покончили жизнь самоубийством.
В настоящее время институт семьи и, в частности, процесс подготовки семьянина исследуется философами, социологами, демографами, экономистами, юристами, психологами, педагогами, медиками, этнографами
в свойственных им ракурсах. Исследователи приходят к общему выводу
об отсутствии в науке интеграционного подхода, что делает затруднительным решение комплексных проблем брака и семьи [5].
Типичную советскую семью
можно рассматривать как
– мужчина
и женщина борются за
– существуют
противостояние поколений,
– мужчина не несет ответственности за семью в целом;
– равенство
мужчины и женщины
Первоначальным идеалом женщины при социализме была рекордсменка, рабфаковка, ударница, боец Красной Армии: Гризодубова и Раскова, сестры Виноградовы, Роднина и Терешкова и пр. Сталин вспомнил о женщине-матери в связи со страшной убылью населения после Великой
Существует три варианта
определения лидерства в семье:
1) наличие явного фактического главы
семьи; 2) наличие формального главы
семьи при фактическом
Сегодня в России преобладает малая семья – «родители-дети». Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных причин женатые дети остаются с родителями. Причем чаще всего с родителями остается замужняя дочь. Причину этого видят в более безболезненном разрешении разногласий между двумя хозяйками – матерью и дочерью, чем между свекровью и снохой.
Психологическая близость к сыну мотивирует ревность у свекрови по отношению к снохе, дочь же с самого начала воспитывается как «вторая мама». Пожилые родители также чаще проживают с замужней дочерью, чем с женатым сыном.
Единственный вариант приобретения устойчивости советской семьей – установление связи доминирования и ответственности: если ответственная за дела семьи мать, ей должна принадлежать власть.
По мнению З.А.Янковой и Е.Ф.Ачиловой, удовлетворенность браком определяется в основном наличием лидера в семье, что должно дополняться (но не заменяться) партнерскими отношениями в решении проблемы семьи, совместным проведением досуга. При этом для женщин важнее досуг во внесемейной сфере, а для мужчины – в семье, включая занятия с детьми. Вместе с тем воспитание детей является самостоятельной ценностью, не зависящей от «стабильности» семьи, под которой подразумевается риск развода.
Поскольку при социализме проблемы семьи – это в первую очередь проблемы, решаемые матерью, а не отцом, постольку большинство исследований в советской психологии, посвященных семье, отражают особенности отношений матери и ребенка. Причины трудностей социализации ребенка видят:
– в
искажении структуры семьи (
– в аномальных стилях воспитания, которые применяет мать.
Основное решение проблемы состоит в возвращении отцу его роли, характеризующей нормальную семью.
Психолог А.И. Захаров считает, что главной причиной детских неврозов является извращенная ролевая структура семьи: мать в такой семье излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Если отец мягок, раним и не способен управлять ситуацией, ребенок становится для матери «козлом отпущения».
Отцовская роль имеет сложное содержание. М. Уэст и М. Коннер определяют ее следующими параметрами:
– количество жен и детей, которые имеет и за которые отвечает отец;
– степень его власти над ними;
– количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, качество этих контактов;
– в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;
– в
какой мере он ответственен
за непосредственное и
– степень
его участия в ритуальных
– сколько
он трудится для
– сколько ему нужно приложить усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.
«Если в так называемой патриархальной семье отец одновременно является кормильцем, носителем власти, наставником и примером для подражания, то в «развитых» обществах наблюдается разрушение структуры семьи: частое отсутствие детей в семье, бедность отцовских контактов с детьми, неумелость отцов, неспособность к уходу за младенцами и незаинтересованность в воспитании детей» (И. Кон).
Православные богословы
подчеркивали значение трех основных
отношений в семье: отношения
власти, отношения ответственности,
отношения любви. Любви в православии
уделялось особое значение как компенсатору
напряженного отношения «доминирование-
Современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи.
Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека [7].
Модель современной российской семьи – модель, в которой ответственность за семью несет мать; она доминирует и более близка с детьми эмоционально.
Между тем, российские дети
ожидают от отца выполнения его традиционной
функции. Большинство мальчиков
и половина девочек обращают внимание
на профессиональные успехи отца, заработки,
обеспечение семьи. По мнению детей,
занятие домашним хозяйством – это
главное дело матери. Вместе с тем
мальчики проявляют большую
Однако данные исследований
показывают, что отцы сегодня имеют
неплохой шанс изменить ситуацию в
свою пользу. Во-первых, большинство
подростков опрошенных семей утверждают,
по данным В.Н. Дружинина, что отец зарабатывает
больше, чем мать, хотя мать доминирует
в семье и домашнем хозяйстве.
Декларируя, что в семье главой
является отец, они указывают, что
реально в семье распоряжается
мать. У отца нет реальной власти.
Он уважаем детьми, хотя с ним
они имеют меньший
Таким образом, модель семьи в постсоветской России, по мнению
В.Н. Дружинина, имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.
1. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 40.
2. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский ; под ред. А.М. Арсеньева [и др.]. – М. : Педагогика, 1976. – 634 с.
3. Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. — 2004. — № 5. — С. 102-183.
4. Осипова, О.С. Брачно-семейные отношения в тенденциях глобализации: плюрализм, индивидуализм, толерантность / О.С. Осипова // Семья в России. – 2007. – № 4. – С. 22–32
5. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития: мат. междунар. семинара / сост. Э.Ш. Камалдинова. – М. : Альфа-М. 2002. – 138 с.
6. Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.
7. Синягина Н. Ю. современная молодая семья – СПб.:Каро.2007
8. Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.
Информация о работе Семья в советской и постсоветской России