Семья,как социокультурная среда воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Задачи исследования:
Выявить факторы формирования нравственной основы личности.
Изучить развитие нравственной основы личности в онтогенезе.
Рассмотреть семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.

Содержание работы

Введение
1. Нравственная основа личности и условия её формирования
2. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности
3. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Семья как социокультурная среда воспитания.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

Руководя любимым  видом деятельности, взрослые могут  повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать  у него начало идейной направленности.

Каждый вид  детской деятельности в силу своей  специфики создаёт наиболее благоприятные  возможности для осуществления  определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества.

Хорошая семья  представляет собой коллектив, где  все члены спаяны отношениями  любви, взаимопомощи, ответственности  друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.

Как правило, семья  должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная  сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи  конфликтная сторона семьи нередко  приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в  такой ситуации чувствуют себя ущербными  и несчастными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что основным источником воздействия  на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип "делай как я".

3. Рекомендации  по работе с детьми дошкольного  возраста по формированию нравственной  основы личности

В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые  особенности работы с детьми дошкольного  возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям  и воспитателям ДОУ.

Наиболее значимые для современного воспитания детей  и педагогического просвещения  родителей следует обозначить такие  пункты как:

1) Для воспитания  лучших качеств и чувств можно  обратиться за помощью к Культуре  и Красоте, пропуская их через  душу и сердце к душе и  сердцу ребёнка.

Культура - это  сумма поведения, это сложная  сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с  детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

Красота - доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создать  условия для возникновения радости, уверенности, эстетических переживаний  и других нравственных чувств.

Мы должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и  необходимость. Мы должны прививать  детям уважение к ценностям культуры и искусства.

Таким образом, Красота  должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах.

2) Приобщение детей  к рачительному ведению хозяйства,  т.е. воспитание трудолюбия также  накладывает некий отпечаток  на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит  тот труд, в котором они будут  чувствовать необходимость и  результаты которого будут явно  кому-то нужны.

В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей  к отечественной культуре, через  знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательные и поучительные характеры. Именно они  являются первыми учителями и  формируют у детей первые представления  о законах добра и зла. Так  же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа.

Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его  потребности и желания, не насмехаться  над ним.

Не допускать  ощущение собственной несостоятельности  у ребёнка: после порицания обязательно  дайте образец правильного поведения.

Ежедневно отводить время для совместных игр и  занятий.

Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности.

Чтобы ребёнок  умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.

Культура обучения - это та часть поведения, которая  выражается главным образом в  речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержано, не повышая голоса, тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.

К нравственным качествам  личности также относится и культурно-гигиенические  навыки. Для того чтобы ребёнок  не сопротивлялся гигиеническим  требованиям как умывание, что  часто встречается в детской  среде необходимо, чтоб вода была комнатной  температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение к умыванию.

Немаловажное  значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи.

Радостная атмосфера  побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят  от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых  являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

9) Необходимо приобщать  ребёнка к религии, посредством  посещения церкви, вследствие чего  у ребёнка развивается духовная  нравственность.

Таким образом, можно  сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задатки  нравственности, которые в последующем  его воспитании, их может развить  воспитатель ДОУ.

Таким образом, можно  сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задачи нравственности, которые в последующем его  воспитании, их может развить воспитатели  ДОУ.

Заключение

В заключении можно  сделать вывод, что нравственность как состояние духа детерминирует  поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против негативных внешних воздействий. Нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом периоде  ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой  стороны повлиять на ребёнка и  от этого зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени  дошкольник проводит в семье, следовательно, большая ответственность в воспитании будущего гражданина ложится на плечи  родителей. При этом родитель должен быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Так как в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во всех отношениях.

При проведении эксперимента также можно сделать вывод, что  если у родителей преобладает  семейно-бытовые ориентации, этические  ценности, ценности дела, самоутверждение, то дети этих семей обладают такими качествами как:

готовность придти на помощь;

уважение к  старшим;

творческая направленность.

Следовательно, у  них доминирует высокий уровень  нравственности - 40% (4 человека).

В семьях, где преобладают  эстетические, интеллектуальные, гедонистические, альтруистические ценности, то у детей  доминирует средний уровень нравственности, который составляет 60% (6 человек) и  дети обладают такими качествами как:

дружелюбие

творческая направленность

физическая активность

коллективизм

Список  литературы

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., - стереотип - М.: издательский центр "Академия", 2002 г., с 160

2. Куломзина С.Д. Развитие  нравственного сознания в детях  // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3  с 45-51

3. Лихачёв Б.Т. Философия  воспитания. Спец. курс. Учебное пособия  для студ. высш. учеб. заведений - М.: Прометей, 1995 г., с 464

4. Педагогика. Учебное пособие  для студентов педагогических  вызов и педагогических колледжей.  Под ред.П.И. Пидкасистого

5. Свердлов О.Г. Диалоги  о воспитании - М.: Педагогика, 1979 г., с 371


Информация о работе Семья,как социокультурная среда воспитания