Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.
3.Социология - изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей.
4. Социология
как наука может быть
Специальная С – изучение закономерностей, характерных для определенных сфер жизнедеятельности общества. Классификация специальных С: 1) С‚ изучающие различные соц общности (С города‚ молодежи); 2) С‚ изучающие соц институты (С управления‚ труда‚ образования); 3)С‚ изучающие различные соц.процессы (С конфликта).
Прикладная С преследует чисто практические цели. Теория здесь используется уже в готовом виде при составлении программы исследования‚ т.е. уже имеющиеся знания применяются для решения практических задач.
Также выдел-т микро- и макро С-ю. Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей (этносов‚ государств‚ соц. институтов). Микросоциология, изучает поведение индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмы межличностных взаимодействий в малых группах.
Социология как общественная наука связана с другими дисциплинами, изучающими общество и человека. Естественно, объекты данных наук могут полностью или частично совпадать, однако их предметы всегда различаются. Все социальные науки, такие как политология, экономика, антропология, религиоведение, культурология, наука о морали, эстетика также изучают человеческие взаимоотношения. Каждая из этих наук рассматривает в целом один и тот же объект со своей специфичской точки зрения. Политология изучает распределение власти в обществе и способы, при помощи которых люди приобретают власть. Экономика изучает экономическое поведение людей, т.е. то, каким образом они используют и распределяют ресурсы, как организуется производство. Антропология сосредоточена на изучении примитивных обществ. Правоведение изучает спец вид явлений человеческих взаимоотношений, правовые взаимоотношения. Эстетика изучает явления взаимодействий, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями. Социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место: 1.она является наукой об обществе в целом, о любых его явлениях и процессах; 2.она включает в себя общую социологическую теорию, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук; 3.разрабатываемые социологией техники и методы изучения человека и его деятельности, методы социологического измерения используются всеми другими общественными науками (социально-экономические, социально-политические исследования).
Классификация вопросов
Типы вопросов по содержанию
В первом блоке основной части анкеты располагаются вопросы наиболее простые, доходчивые для респ-нта, нейтральные по смыслу, исключающие щепетильных вопросов. Обычно по содержанию таковыми являются вопросы, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации.
Прожективные вопросы направлены на выявление мнения, ожиданий, мотивов поведения, планов на будущее респондентов. Информация, полученная из ответов на них, носит субъективный хар-р, оценочное суждение. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респ-нта или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Они представляют одиночное суждение, основанное на индивид-ых представл-х, поэтому носят субъект. характер. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента: "паспортичка" или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, этническую принадлежность, семейное положение и др.
Типы вопросов по форме
Вопрос наз-ся открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный выбор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта (или нескольких), который совпадает с его именем. Возможна полузакрытая форма вопроса, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их (в перечне альтернатив имеется альтернатива типа "другое"). Вопрос, который нацелен на получение прямой непосредственной информации от респондента, называется прямым. Обычно он формулируется в личной форме: "Знаете ли Вы…?", "Что Вы думаете…?" и т. д. Косвенный вопрос ставится в безличной, или полу безличной форме: " Некоторые люди считают, что… А как Вы думаете?". Данный тип предполагает интерпретацию ответа на поставленный вопрос в скрытом от респондента виде. Например, вопрос о доходах может быть заменён целой серией косвенных вопросов, позволяющих составить представление о величине дохода.
Типы вопросов по функциям
По функциональному назначению вопросы делятся на вопросы-фильтры, позволяющие выделить часть респондентов по определённому признаку, и на контрольные вопросы (проверка искренности ответов респондентов). В качестве контрольных чаще всего используют косвенные и открытые вопросы.
После того, как анкета составлена, проводится пробное исследование (пилотаж) для оценки её качества, что позволяет проверить и уточнить содержание, формулировку и последовательность вопросов.
Проблема формулировки вопроса - это проблема № один. "Для тех кто работает в исследовательских подразделениях скоро становится ясно, что искажения, связанные с выборкой или методами сбора информации, относительно малы по сравнению с другими типами искажающих переменных, связанных с размытыми способами формулировки вопроса.". Познавательная задача ? - это определение искомой информации, необходимой исследователю для описания, анализа, объяснения изучаемой переменной. Реализация данной задачи возможна при разделении вопроса на две стороны: какую информацию необходимо получить с помощью данного вопроса (о чем нужно спросить ), как нужно опросить данную группу респондентов, чтобы получить искомую информацию.
Существуют 4 концепции вопроса: тестовая (психологическая традиция), традиционная, индикаторная, расширенная тестовая разработка множеств.
Логическая структура вопроса.
Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система соц-ых связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, соц-ых институтов и т. д., основывающаяся на опред-ом способе производства, распред-ия, обмена и потребления материальных и дух-ых благ.
Общность может быть признана обществом, если она имеет след. признаки: