Шпаргалка ГОСы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

БИЛЕТ № 1

1. ПРЕДМЕТ И  МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ  МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ  ОБЩЕСТВЕ.

Существуют различные  взгляды на социологию и ее предмет.

1. Социология - наука  о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.

2. Социологию  можно определить как научное  изучение специфики общества  и социальных отношений.

3.Социология - изучение  истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей.

4. Социология  как наука может быть рассмотрена с позиций объекта и предмета. Объектом социологии являются:  общество как целостная социальная реальность;  социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты. Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни», т.е. предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации. Метод науки — это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. Социологическими методами называют правила и способы‚ с помощью которых устанавливается связь между фактами‚ гипотезами и терминами. Гл. требования к ним: быть адекватными и надежными способами познания‚ максимально освобождать исследователя от субъективных оценок объективной реальности‚ всесторонне описать предмет‚ его связи‚ свойства. В самом общем смысле методы С. м. объединить в 2 группы: общенаучные (методы‚ которое используются всеми науками: сравнительный‚ анализ, синтез и др.‚ которое используются в С. по своему‚ с учетом специфики предмета) и частонаучные (методы‚ разрабатываемые и используемые именно данной наукой: опрос‚ социометрия‚ библиографический и др.) Одной из важнейших характеристик метода С. является опора в изучении соц. реальности на эмпирическое ее исследование. Методы с. Делятся на качественные (данные исследования представлены в виде высказываний, документов, описания случаев и выявление мнений.) и количественные (характеризуются использованием статистических распределений, шкальных показателей, индексов). При сборе первичных данных используют четыре основных количественных  метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности : опрос (анкетирование и интервьюирование), контент-анализ, наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Качественные методы: фокус-группы, биографический, изучение имен, дневников, анализ документов, кейс-стади и т.д. В структуре социологического знания выделяют: общесоциологическую теорию (общая с), специальные теории  и эмпирические исследования (прикладная с.). Общая С – выявление закономерностей наиболее общего характера‚ проявляющихся в большинстве сфер жизни общества – это разработка теоретического базиса науки‚ предельно общих категорий‚ методологи исследований. В современной общей С. выдел-т 4 направления исследований: 1) теории структур или теории общества – выявление закономерностей существования и функционирования общества. 2) теории изменений – изучают закономерности развития общества. 3) теории поведения индивида – выявление моделей поведения типичных для определенных ситуаций, установление зависимости между ситуацией и реакцией индивида.4) теории коллективного поведения – установление закономерностей массового поведения в период острых и внезапных кризисов.

Специальная С – изучение закономерностей, характерных для определенных сфер жизнедеятельности общества. Классификация специальных С: 1) С‚ изучающие различные соц общности (С города‚ молодежи); 2) С‚ изучающие соц институты (С управления‚ труда‚ образования); 3)С‚ изучающие различные соц.процессы (С конфликта).

Прикладная С преследует чисто практические цели. Теория здесь используется уже в готовом виде при составлении программы исследования‚ т.е. уже имеющиеся знания применяются для решения практических задач.

Также выдел-т  микро- и макро С-ю. Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей (этносов‚ государств‚ соц. институтов). Микросоциология, изучает поведение индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмы межличностных взаимодействий в малых группах.

Социология как  общественная наука связана с  другими дисциплинами, изучающими общество и человека. Естественно, объекты данных наук могут полностью или частично совпадать, однако их предметы всегда различаются. Все социальные науки, такие как политология, экономика, антропология, религиоведение, культурология, наука о морали, эстетика также изучают человеческие взаимоотношения. Каждая из этих наук рассматривает в целом один и тот же объект со своей специфичской точки зрения. Политология изучает распределение власти в обществе и способы, при помощи которых люди приобретают власть. Экономика изучает экономическое поведение людей, т.е. то, каким образом они используют и распределяют ресурсы, как организуется производство. Антропология сосредоточена на изучении примитивных обществ. Правоведение изучает спец вид явлений человеческих взаимоотношений, правовые взаимоотношения. Эстетика изучает явления взаимодействий, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями. Социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место: 1.она является наукой об обществе в целом, о любых его явлениях и процессах; 2.она включает в себя общую социологическую теорию, которая выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук; 3.разрабатываемые социологией техники и методы изучения человека и его деятельности, методы социологического измерения используются всеми другими общественными науками (социально-экономические, социально-политические исследования).

2. Логическая  структура вопроса в "жестких"  методах. Типы вопросов. Основания  их классификации.

Классификация вопросов

Типы  вопросов по содержанию

В первом блоке основной части анкеты располагаются вопросы наиболее простые, доходчивые для респ-нта, нейтральные по смыслу, исключающие щепетильных вопросов. Обычно по содержанию таковыми являются вопросы, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации.

Прожективные вопросы направлены на выявление мнения, ожиданий, мотивов поведения, планов на будущее респондентов. Информация, полученная из ответов на них, носит субъективный хар-р, оценочное суждение. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респ-нта или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Они представляют одиночное суждение, основанное на индивид-ых представл-х, поэтому носят субъект. характер. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента: "паспортичка" или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, этническую принадлежность, семейное положение и др.

Типы вопросов по форме

Вопрос наз-ся открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный выбор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта (или нескольких), который совпадает с его именем. Возможна полузакрытая форма вопроса, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их (в перечне альтернатив имеется альтернатива типа "другое"). Вопрос, который нацелен на получение прямой непосредственной информации от респондента, называется прямым. Обычно он формулируется в личной форме: "Знаете ли Вы…?", "Что Вы думаете…?" и т. д. Косвенный вопрос ставится в безличной, или полу безличной форме: " Некоторые люди считают, что… А как Вы думаете?". Данный тип предполагает интерпретацию ответа на поставленный вопрос в скрытом от респондента виде. Например, вопрос о доходах может быть заменён целой серией косвенных вопросов, позволяющих составить представление о величине дохода.

Типы  вопросов по функциям

По функциональному назначению вопросы делятся на вопросы-фильтры, позволяющие выделить часть респондентов по определённому признаку, и на контрольные вопросы (проверка искренности ответов респондентов). В качестве контрольных чаще всего используют косвенные и открытые вопросы.

После того, как анкета составлена, проводится пробное исследование (пилотаж) для оценки её качества, что позволяет проверить и уточнить содержание, формулировку и последовательность вопросов.

Проблема формулировки вопроса - это проблема № один. "Для тех кто работает в исследовательских подразделениях скоро становится ясно, что искажения, связанные с выборкой или методами сбора информации, относительно малы по сравнению с другими типами искажающих переменных, связанных с размытыми способами формулировки вопроса.". Познавательная задача ? - это определение искомой информации, необходимой исследователю для описания, анализа, объяснения изучаемой переменной. Реализация данной задачи возможна при разделении вопроса на две стороны: какую информацию необходимо получить с помощью данного вопроса (о чем нужно спросить ), как нужно опросить данную группу респондентов, чтобы получить искомую информацию.

Существуют 4 концепции вопроса: тестовая (психологическая традиция), традиционная, индикаторная, расширенная тестовая разработка множеств.

Логическая структура  вопроса.

  1. Сообщение о некой информации, которая полагается одинаково известной и тому, кто задает вопрос и тому, кто является адресатом вопроса, от кого ожидается ответ. Общая платформа их общения.
  2. Указание на недостаточность известной информации, на неизвестное, на то, что необходимо узнать, выражается обычно вопросительным словом
  3. Обозначение области поиска ответа, указание на то, где искать недостающую информацию, на какой основе формировать ответ. Исследователями выделяются типичные ошибки, нарушающие логическую структуру вопроса: необоснованное сужение области общеизвестной; использование некорректного вопросительного слова, некорректное указание на недостаточность информации; некорректность в определении поиска ответов: использование слишком общих вопросительных слов (например, как Вы собираетесь провести отпуск? - вопрос подразумевает многозначность смысла: с кем? куда? когда? и т.д.) Вопросы-пробы (до исследования - могут быть заданы как закрытые - шкала выстраивается после ответов респондентов, так и открытые). Вопросы-пробы задаются для корректировки вопросника, через них проверяется работает ли шкала.

БИЛЕТ № 2

1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА  В СОЦИОЛОГИИ. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ  ПО К. МАРКСУ И Д. БЕЛЛУ. УРОВНИ АНАЛИЗА СТРУКТУРНОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система соц-ых связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, соц-ых институтов и т. д., основывающаяся на опред-ом способе производства, распред-ия, обмена и потребления материальных и дух-ых благ.

Общность может  быть признана обществом, если она имеет  след. признаки:

  1. Самозарождение, которое характер-ся такими процессами, как наличие истории и наличие собс-го названия.
  2. Браки закл-ся, в основном, между членами общества.
  3. Биологическое воспроизводство. Общество пополняется за счет детей тех людей, которые явл-ся его признанными членами.
  4. Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  5. Самостоятельность. Три основных признаки самост-ти: 1) наличие соб-ой территории, имеющей официально признанные границы; 2) наличие суверенитета по отношению к др. суверенным обществам; 3) эк-ая самост-ть, способность обеспечить жизнедеятельности общества.
  6. Саморегулирование. Наличие собственной системы управления и социальных институтов. Практически единственной формой саморегулирования общества является сейчас государство, хотя наблюдается тенденция поиска других форм самоорганизации, например, ЕЭС.
  7. Самовоспроизводство духовной культуры, историческая непрерывность культурного наследия.
  8. Психологическая целостность, т. е. наличие общественного сознания и общественной психологии, осознание людьми принадлежности к данному обществу. Системный подход к обществу тесно связывают с детерминистским и функционалистским подходами. Детерминистский подход: общество как целое состоит из нескольких подсистем: эк-ая, соц-ая, полит-ая и идеолог-ая. Каждая из них может рассматриваться как относительно самост-ая система. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Каждая из этих систем находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все они представляют собой иерархичную структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Каждая из систем оказывает воздействие на совокупное целое и на его отдельные части. Функциональный подход: каждая из частей общества выполняет значимую функцию в рамках целого. Развитие, усложнение общес-ой системы сопровождается дифференциацией, процессом формирования новых функций. И наоборот, вычленение новых функций ведет к усложнению структуры, к появлению новых элементов системы. Один из сильнодействующих факторов формирования новых функций - разделение труда. Движущей силой этого процессами явл-ся общественные потребности. Производство товаров, необходимых для удовлетв-ия потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей - важнейшая предпосылка развития общества, усложнения его структуры, расширения системы функций. Используемые для вып-ия новых функций люди формируют новую отрасль в разд-ии труда. В наиболее развитом виде названный подход проявился в структурном функционализме Т. Парсонса.

Информация о работе Шпаргалка ГОСы по социологии