Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.
3. Деление гр. на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоторнского эксперимента. Форм-м гр. присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционир-е О. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Примерами форм-х гр. являются соц-е организации, скажем школьный учительский коллектив. Главная функция форм-й гр. — обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели. В форм-й гр. на основании принятых в ней норм четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.
Неформ-я гр. не имеет жесткой нормат-ти, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организ-ти. Диапазон неформ-х гр. огромен: от кружка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культуры до нации или иной этнической общности.
4. Группы членства и референтные группы. Эту классиф-ю ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, сыграли М. Шериф и Г. Келли. Критерием этой классификации является тип связей индивида с группой. Референтная гр. — это реальная или воображаемая СГ, выступающая для индивида в качестве эталона, с кот-м он сопоставляет свое соц-е положение, поведение и установки. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в нее индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Иная трактовка: референтной может считаться и гр. членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в СГ предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.
5. Номинальные гр. явл-ся условными и стат-ми, т.е. они не предполагают обязат-х, тем более непосредств-х связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение ном-х гр. проводит сам исследователь, в этом смысле оно явл-ся искусственным. Тем не менее часть ном-х гр. близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, студенчество России — это группа, которая имеет и реальный, и ном-й характер.
6. По заданности положения СГ могут делиться на объект-е и субъект-е. Первые характеризуется тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, соц-й класс, которой занимает свое место в обществ-й жизни, выполняет особую роль в системе производства, орган-и деятельности и т.д.). Вторые возникают и существует постольку, поскольку формир-ся сознат-ми дейст-ми людей. Все обществ-е организации или объединения кем-то сознательно сформированы, идет ли речь о полит-й партии или научном обществе. Совр-е неформ-е движения, объединения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъект-е группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в О, составу и т.п., их характ-т «субъективность» положения.
Процесс проведения
конкретного социологического исследования
представляет собой применение субъектом
определенных средств по заранее
разработанной программе в
Функции программы социологического исследования:
Структура программы социологического исследования:
2) Определение
объекта и предмета
3) Определение
целей и задачей
4) Интерпретация понятий.
Виды интерпретаций:
1. теоретическая интерпретация-. Смысл ее заключается в том, что бы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями.
2. Эмпирическая интерпретация. Она предполагает переход от теоретического понятия к процедурам его измерения на конкретном объекте.
3. Операциональная интерпретация, приставляет собой технику исследования. Она предполагает:
- выбор или
построение наиболее
- выбор оптимальных
методов сбора первичной
- подбор техники
преобразования и анализа
5). Системный анализ. Интерпретация понятий осуществляется практически параллельно с системным анализом объекта исследования. Системный анализ предполагает структурирование, «разложение» изучаемой нами проблемы на составные части, чтобы уточнить, детализировать наши представления об объекте, установить его причинно – следственные и функциональные связи.
Системный анализ даже в рамках одного исследования может иметь несколько видов:
- структурная
операционализация (
- факторная операционализация (выявления основных факторов, воздействующих на объект);
- функциональна
операционализация (выявление
- генетическая
операционализация (выявление
6) формулирование рабочих гипотез.
Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а поэтому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе последующего эмпирического исследования. Выработанные до проведения эмпирического исследования гипотезы в социологии называют рабочими. Рабочие гипотезы должны быть непосредственно связаны с исследуемой проблемой, с целями и задачами исследования, особенностями его объекта и предмета и проведенной до их формулирования операционализацией используемых понятий.
Требования к гипотезе:1. гипотеза должна соответствовать исходным принципам научного познания - объективности, научности, верификации и др., что позволяет отобрать научные гипотезы и отсеять не научные, построенные на основе ложных теорий.2. выдвигаемая гипотеза должна быть теоретически достаточно надежна, т.е. обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже доказана, и; не противоречить фактам науки.3. гипотеза не должна противоречить точно установленным и проверенным фактам.4. выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической верификации проверки в процессе проведения конкретного социологического исследования.5. рабочая гипотеза должна быть адекватной исследуемой проблеме, т.е. иметь смысл в рамках исследуемой проблемы и быть согласованной с целью, задачами и особенностями объекта исследования.
Виды гипотез:По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные- это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае мых явлениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы - основания и гипотезы - следствия. Гипотезы - основания несут в себе предположения широкой общности. Гипотезы - следствия - предположения менее широкой общности.
2. Методико-процедурный раздел ис следовательской программы. Он включает в себя:
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Виды планов исследования:
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, много ступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. числен ность респондентов- участников социологического опроса, отве чающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых яв лениях и процессах.
Требования к программе: 1 Она должна быть составлена. Беспрограммное исследование напоминает поиск мето дом проб и ошибок: расход энергии часто не оправды вает познавательный эффект 2. Все положения программы должны быть четкими, продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. 3. Логическая последовательность всех элементов программы. 4. Программа должна быть гибкой. Иногда, после составления программы, для ее проверки проводится пилотажное исследование. При этом зачастую обнаруживаются ошибки в отдельных частях программы. Изменение этих частей неизбежно приведет к изменению логически связанных с ними элементов, при этом не должно пострадать исследование в целом.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек — понятие самое общее, родовое. Когда употребл-ся термин «человек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Индивид понимается как отдельный, конкр. человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ — неделимый, конечный). Индивид-сть может определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психол-ом, соц-ом и др. Понятие личность вводится для подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на соц-ом начале. Личность — это целостность соц-ых свойств человека, продукт общес-го развития и включения индивида в систему соц-ых отношений посредством активной предметной деятельности и общения. «Личность - целостность соц-ых свойств человека, продукт общес-го развития и включения индивида в систему соц-ых отношений посредством активной деятельности и общения» (В. Ядов). Неотъемлемыми чертами личности явл-ся: самосознание, цен-ые ориентации, соц-ые отношения, ответ-сть, определенная автономность от государства и общества.