Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к семинару по "Конфликтологии".

Файлы: 1 файл

1семинар.docx

— 41.61 Кб (Скачать файл)

       1. Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

Вторая половина XIX века занимает исключительное место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной теории. Это обстоятельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды  Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939).

 

2. Какое название  получила конфликтология  как относительно самостоятельное направление в социологии и психологии?

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956). У Дарендорфа конфликт становится центральной категорией социологии. Свою социологическую концепцию он даже называет «теорией конфликта». Человеческое общество в его концепции изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие их — явление «удивительное и ненормальное». Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом; межгосударственные конфликты. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается 15 типов.

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря  исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Постепенно изучение конфликтов стало  принимать практическую направленность: на первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. Начались поиски эффективных  конкретных методик, с помощью которых  можно было бы предупреждать возникновение  нежелательных конфликтов, снижать  их остроту, приводить конфликтующие  стороны к согласию. Поскольку  конфликты всегда связаны со столкновением  интересов, и взглядов людей, постольку  в их зарождении, развитии и разрешении огромную роль играет психологический  фактор. Естественно, что в разработку проблем улаживания конфликтов активно  включились психологи. С 1960-х гг. резко  возрастает число психологических  работ по этой тематике. Наряду с  социологией конфликта появляется новое научное направление —  психология конфликта.

Если социология конфликта ориентирована  на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа  общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов

Психология конфликта развивается  на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. С 1960-х  гг. по настоящее время в этой области получено немало ценных результатов. Классические экспериментально-психологические  исследования группового поведения  в конфликтной ситуации провел М. Шериф. На игровых моделях различные  варианты действий в конфликте изучались  Д. Рапопортом, Р. Дозом, Л, Томпсоном и др. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруйтт, Дж. Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.

В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость  от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило  Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в  первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции, т. е. ступени, звенья – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.

Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать  в отрыве от общества, ибо человек  – прежде всего социальное существо.

Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как на “поверхности” сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или во внутрь самой личности.

 

3. Когда складывается  конфликтологическая практика и с какими событиями это связано?

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

 

4. Дайте определение  предмету конфликтологии

У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

 

       5. Перечислите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии

1. Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадлежит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов он считал социальное неравенство людей.  Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости и далее  к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители античной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ разрешения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство является инструментом примирения людей. Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.

2. Средние века. Конфликтологические взгляды ученых того времени носили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности конфликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих представлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.

3. Эпоха Возрождения. Конфликтологические взгляды этого периода отражали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем постепенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфликтологии.

4. Новое время и эпоха Просвещения. Эта эпоха характеризовалась мощным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфликтов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех».

5. Первая половина XIX века характеризовалась, как период расцвета классической немецкой философии, представители которой – Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имеющих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель).

6. Вторая половина XIX века занимает исключительное место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной теории. Это обстоятельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды  Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939). 
         Связь конфликтологии с другими науками необходимо раскрыть в двух аспектах:

    • первый аспект заключается в том, что конфликтология опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований;
    • второй аспект проблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методов исследования других наук.

 

6. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии в начале 20 века.

    В целом общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет довольно разнообразное сочетание: одни ученые рассматривают конфликт, как второстепенное явление в общей структуре развития общества, другие же рассматривают развития общества исключительно через конфликт.  
Рассмотрим основные научные положения, которые привели к возникновению конфликтологии как науки.  

  • Ранняя социологическая модель конфликта исходила из идеи универсальности законов живой природы, проявляющейся в аналогии между животным миром и человеческим сообществом. В рамках этой модели конфликт рассматривается как одна из форм борьбы между людьми. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит Чарльзу Дарвину (1809-1882). Он отстаивал идею естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Теория естественного отбора была разработана Ч. Дарвином совместно с Альфредом Уоллесом (1823-1913). Главный труд Дарвина назывался «Происхождение видов путем естественного отбора» (1831-1836). Однако, не все ученые разделяли точку зрения на человеческие проблемы, как на аналог борьбы за существование в животном мире. Так, русский философ Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) подчеркивал относительность борьбы за существование и важную роль взаимной помощи в процессе эволюции человека. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1910) считал, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть», следовательно конфликтность является необъемлемой человеческой чертой, а сами конфликты неустранимы из жизни общества. Австрийский социолог Густав Ратценхофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического процесса, причем на первый план он выдвигал различия в интересах людей. Американский исследователь Уильям Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неизбежными и универсальными условиями социальной жизни. Коренными причинами конфликтов он считал стремление людей к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Американский социолог Альберт Смолл (1854-1926) в основу изучения конфликтов ставил интересы людей, которые он предлагал считать основной единицей социологического анализа. Основным социальным конфликтом в обществе он считает конфликт интересов.
  • Социологическая модель конфликта К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) является предшественником современной конфликтологии. Его основные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с принятием классовой борьбы, возникающей в обществе, в связи с тем, что оно разделено на враждующие классы, а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. По Марксу, конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и имеют свое начало в отношениях собственности и ее распределения.
  • Модель социального конфликта Г8 Зиммеля. Немецкий философ Георг Зиммель (1858-1918) считается одним из основоположников современной социологии в целом и конфликтологии в частности. Он выделил некоторые формы взаимодействия, которые лежат в основе всех социальных явлений. Такими формами, по его мнению, были конкуренция, конфликт, договор, авторитет. Центральной идеей Зиммеля было положение о социализации конфликта, т.е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. Таким образом, им впервые были разделены понятия конфликта и борьбы и обоснована идея о конструктивном разрешении конфликтов. Вместе с тем, Зиммель выделял в качестве основной причины конфликта отношения враждебности между людьми, которые противоположны отношениям симпатии. Труды перечисленных ученых оказали существенное воздействие на разработку основных научных положений современной конфликтологии.

 

7. Методы конфликтологии

Основными методами, обеспечивающими  наиболее полную базу данных о конфликтном  взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются: 1) структурно - функциональный; 2) процессуально - динамический; 3) метод типологизации; 4) прогностический; 5) разрешительный.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте.

2. Важнейший инструмент  процессуального анализа - определение  основных этапов или стадий  развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде  массовых демонстраций и завершиться  силовыми столкновениями. Динамика  конфликта может выразиться как  в виде его эскалации, так  и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. 

3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.

4. Прогнозирование отличается  от утопических фантазий тем,  что опирается на результаты  предварительного глубокого анализа.  Причем научное прогнозирование  исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. В рамках этого метода  рассматриваются как основные  стратегии, так и тактики улаживания  конфликтов. К числу таких стратегий  относятся стратегии ухода от  конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая  в демократических странах стратегия  компромисса, взаимных уступок.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"