Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социальному управлению".

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 325.37 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

 

 

Вопрос 20

Современное общество –  это все в большей степени  общество информационное. Суть этого  понятия в том, что социальный субъект озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация из вспомогательного инструмента  превращается в один из двигателей эволюции общества и способна обеспечивать благополучие и индивидуальный комфорт, а так же развитие общества в целом. В этой ситуации разворачивается  конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена. Успех здесь зависит  от того, попадает ли определенное сообщение  и в каком объеме в СМИ.

Есть два варианта управления новостями. Первое связано с использованием административно-правовых регуляторов  и это есть управление самими СМИ, второй вариант более креативен  и связан с управлением информацией  как таковой.

Наиболее распространенными  являются действия, имеющие целью управление самими СМИ (чаще всего используется органами государственной власти). Это может быть ужесточение или либерализация механизмов регистрации СМИ, привлечение их к ответственности за различного рода нарушения, контроль за содержанием СМИ со стороны органов власти; выдача или невыдача СМИ финансовых дотаций; расширение или сужение возможностей для получения необходимой информации и т.д. Эти действия делятся на прямые и косвенные регуляторы.

Правила и возможности прямого управления СМИ перечислены в законодательстве о СМИ. Косвенными регуляторами пользуются самые разные организации, имеющие ресурсы и влияние на СМИ. Так, практика распространения информации в СМИ от первых лиц государства пронизана насквозь косвенными регуляторами, при этом они для всех стран почти универсальны. Цель распространителей информации состоит в том, чтобы оградить первое лицо от бестактностей. Пресс-конференция устраивается не для шоу, а чтобы донести до общества и журналистов некоторую сумму идей. Поэтому устроители всегда заинтересованы, чтобы президенту или премьер-министру были заданы вопросы, отвечая на которые он бы изложил те вещи, какие считает необходимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос14

Перечень источников информации о системе управления

Всю информацию о СУ можно  подразделить на два вида:

1) получаемую из нормативно-правовой, отчетной и информационной документации;

2) получаемую в ходе специальных обследований. Основой нормативно-правовой, отчетной и информационной документации служат:

• устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

• список членов правления  и их заместителей, а также ревизионной комиссии;

• приказы о назначении генерального директора (президента) и  его заместителей;

• нормативно-правовые документы  по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в  том числе законы и другие подзаконные  акты;

• материалы оперативного учета и отчетности (о промежуточных  результатах работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых операций, о числе  рабочих, мест и т.п.);

•  годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

• тексты и комментарии  законов, постановлений, приказов, указаний, распоряжений и других нормативных актов межотраслевого, отраслевого и внутрифирменного характера, протоколов проверок, инспекционного контроля, совещаний, контроля исполнения и т.п.;

• данные внешней бухгалтерской  отчетности, не являющейся коммерческой тайной, публикаций, рекламы, научных  исследований, статистических материалов;

Источниками, основывающимися  на специальных обследованиях (наблюдениях, беседах, интервью, опросах, распространении  анкет и т.п.), могут быть:

• сотрудники организации, характеризующие ее деятельность в  процессе бесед, анкетирования, опросов  и т.п.;

• экспертные оценки, опросы и анкетирование потребителей, поставщиков  и т.п.;

Каждый из источников информации обладает определенными достоинствами  и недостатками, поэтому ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Вот почему необходимо одновременно использовать несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов. При этом информацию можно собирать как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

 

Вопрос 21

Таким образом, под общественным мнением мы понимаем особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения людей.

Общественное мнение формируется  под влиянием всех средств массового  воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. В его формировании участвует  и личный опыт человека, его жизнь  в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение может  возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных  обстоятельств и ситуаций.

Общественное мнение, существующее на уровне населения страны, по своей  структуре неоднородно. В нем  можно выделить несколько его  качественных уровней с точки  зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия  мнения на поступки его носителей. Оно  включает мнение различных социальных групп и слоев. Однако ему присуще  и определенное единство, объясняемое  спецификой страны во всех- сферах жизни общества.

Общественное мнение выполняет  несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости  от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:

  1. является одним из источников мотивации политических действий;
  2. выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;
  3. выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;
  4. при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.

Возможности общественного мнения в этом плане определяются каналами его выхода и выражения, доступными в условиях конкретного государства. Такими каналами в принципе являются местные и общенациональные выборы, прямое участие масс в различных формах политической деятельности, опросы общественного мнения.

 

 

 

  1. Макросоциологический подход в социологии управления.
  2.  
    Взаимосвязь науки и искусства управления. Специфика подхода к управленч. деятельности с позиции «социология управления» состоит в том, что данная наука исследует соц. изменения и соц. отношения, взаимодействие поведения людей в системах и процессах управления. Для обеспечения стабильности процессов управления нбх: *рассматривать управление с т.зр. социальных критериев, анализировать соц. последствия принимаемых решений; *с т.зр. соц. анализа, учитывая взаимоотношения между людьми при выполнении опред. функций, ответственность и исполнительность, влияние управления на подбор, расстановку персонала; *изучать управление со стороны внутригруппового регулирования и соц. самореализации, для чего нбх анализировать отношения «руководства подчинения», организационную культуру, конфликты. 
  3.  
    Взаимосвязь социальной политики и социального управления. Управление в обществе существует на нескольких уровнях и в различных видах. В зависимости от субъекта и объекта управления мы рассматриваем, прежде всего государственное упр-е, муниципальное упр-е, управление на уровне фирмы. На каждом из них обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеят-и различных типов соц. сообществ. В рамках любого из названных уровней управления можно выделить различные виды, например, управления произ-ом, финансами, сбытом, персоналом. Социальное управление выступает «сквозной» составляющей всех уровней управления.
  4.  
     
    17. Признаки социальных общностей. Соц. общность – взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, материальной, производственной деятельности, близостью взглядов, целей и задач. Подраздел. на массовые (М.О.) (социальные агрегации и соц. категории – молодежь) и групповые (Г.О.). Признаки М.О.: -существуют и функционируют по ситуации; -структура разнородна; -состав количественный и качественный не определен, не регламентирован. Признаки Г.О.: -целостный, однородный, количественно и качественно определены; -способны к многообразным видам деятельности; -могут входить в более широкие общности структурными единицами. 
     
    9. Институциональный аспект управляющей системы в СУ. *Связаны с поддержанием устойчивости форм соц. практики по удовлетворению определенных соц. потребностей; *основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, соц. группах (орг. культура); *выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих нормативных, правовых, моральных организационных условий. Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сострадания и любви к ближнему невозможно осуществить реально значимые цели соц. политики ни в обществе, ни в организации. 
     
    13. Организационные структуры социального управления. ОССУ – структура управляющей системы, в экономическом субъекте состав и связи подразделений и должностей аппарата управления. Формальная ОС – регламентирована в различных организац. – распорядительных документах (штатное расписание, должностные инструкции). Не объясняет полностью и не определяет поведение людей в организации. Неформальная ОС – отражает взаимоотношения между людьми (социальными группами), выполняющие свои роли в иерархии управления. Имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов. Иерархическая ОС : *функциональные (применяют в условиях относительно ограниченной номенклатуры продукции, стабильного спроса, низкой конкуренции, массового произ-ва; не гибка, не эффективна в условиях быстрой смены событий); *дивизиональные (в условиях активного развития номенклатуры продукции, рыночного многообразия; эк. эффективна, если выгода от реализации превышает издержки). Адаптивные ОС : *матричные – применяют в условиях сложного нестандартного процесса труда, ведения исслед. работ, инновационной деятельности. Эффективна пока не появились новые цели, условия, задачи. *программно-целевые – высокий уровень адаптивности, появление нового типа руководства, программ в рамках проекта с полномочиями общего рук-ва всеми участниками программы. Бюрократическая ОС – форма превратного понимания и осуществления соц. власти – политич., экономической и др. Четкая система процедур и правил, специализация и разделение труда, система продвижения и пребывания в должности основывается на умении, опыте и измеряется стандартами. 
     
    15. 16. Понятие социального института (организации). К социальным институтам относят учреждения и организации: политические, экономические, культурные и др. Институт, организация и учреждение понимаются как синонимы. Соц. институт – совокупность учреждений, связанных выполнением общей функции. (например, совокупность организации, как предприятия и формы – институт производства; школы, лицеи, университеты – институт образования). Элементы института: *группа людей, материальная составляющая (оборудование), нормы и образцы поведения, символы. В этом случае организация понимается как группа людей, осуществляющих совместную упорядоченную деятельность. Выделяют *политические и экономические институты, *институт семьи и брака, * институты образования, *институт религии. 
     
    18. Реординация как модель социального управления. Реординация (переподчинение) – 3-я модель социологии управления, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Мало что известно, но она явл. постоянным спутником координации и субординации. Например, в России в настоящее время все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. 
     
     
    10. Кадровый аспект управляющей системы в социальном управлении. Важнейший аспект эффективного социального управления – кадровая политика. Современные тенденции инновационных обществ – возвышение в них роли «человеческого ресурса» как стратегического ресурса и замещение им финансовых ресурсов. Все больше специалистов мирового уровня понимают, что человеческий интеллект и духовный фактор, знания являются реальной основной силой современного общественного развития. Необходимость профессиональной подготовки управленческих кадров связана с тем, что усложнился сам процесс управления, принятия решений в условиях возрастания информационных и психологических нагрузок на персонал. Также необходимо учитывать социальные последствия принятия УР, уметь сотрудничать. 
     
    11. Координация как модель социального управления. Координацией называется упорядоченность как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равновеликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других. 
     
    4. Достоинства и недостатки авторитарного стиля руководства персоналом. Характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. С психологической т.зр. является неблагоприятным. Авторитарный стиль целесообразен и оправдан: 1) в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов (в ЧС, во время войны); 2)на первых этапах создания нового коллектива; 3)в коллективах с низким уровнем сознательности членов коллектива; 4)в армии. 
     
    5. Достоинства и недостатки демократического стиля руководства персоналом. Характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. С психологической т.зр. наиболее благоприятен. Его целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами.  
     
    6. Достоинства и недостатки пассивного (либерального) стиля руководства персоналом. Минимальное вмешательство руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает нбх ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении результатов. С психолог. т.зр. можно рассматривать с 2 сторон. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями, дисциплинированных и ответственных. А если коллектив не «дорос»до либерального стиля управления, то: 1)некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения; 2)отсутствие контроля со стороны руководства; 3)результаты работы снижаются; 4) люди не удовлетворены своей работой и руководителем. 
     
    7. Духовно-идеологическая функция управления. Ее сущность в воздействии на субъективные факторы поведения, на человека, его отношение к деятельности. Одним из наиболее существенных побудительных факторов воздействия явл. создание человека. Мировоззренческая сфера, связанная с духовным миром, определяет общую активность человека, нравственную позицию, мотивы деятельности, различные средства, формы и методы образования идеологического воспитания, философии. Включение людей в общественную жизнь составляет современное содержание духовно-идеологической функции соц. управления. 
     
    8. Закономерности системы социального управления. В практике социального управления должны реализовываться следующие закономерности управления: 
     
    *система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Целостность проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, сочетании основных функций и методов управления; 
     
    *между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем; 
     
    *между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации); 
     
    *различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей н</s

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"