Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социальному управлению".

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 325.37 Кб (Скачать файл)

Аристотель (384-322):Этические и социально политические воззрения А.раскрываются в "Этике" и "Политии". А. провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные-однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы.

Н. Макиавелли (1469 -1527):Считал г-во высшим проявлением  чел. духа, а служение ему целью, смыслом  и счастьем жизни.Главная цель --г-ва обуздание эгоистических интересов людей.М.сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления ("Государь"). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.

Т.Гобс (1588-1679):"Теория общественного договора" - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778):"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и "Об общественном договоре" Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.

 

 

 

Вопрос 48

Оценка  степени благоприятствования внешней  среды  может быть дана, исходя из того, в какой степени результат управленческой деятельности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потраченным руководителем  и  организацией на его достижение.

Основанием  к позиции внешней среды в  отношении организации являются их цели:

– нейтральная среда  управления  предполагает отсутствие взаимопересекающихся  и  взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;

–  оптимальная  среда управления предполагает согласованность, однонаправленность или дополнительность целей;

–  агрессивная   среда   управления  предполагает – наличие взаимоисключающих целей.

Факторы, определяющие реакцию внешней среды, разнообразны:

– экономические (конкуренция, цикличность развития);

– политические (классовая  и  партийная борьба);

– технологические (научно-технический прогресс);

– природно-климатические (стихийные бедствия, неблагоприятные естественные условия);

– организационные (правовые, нормативные противоречия);

– демографические (половые  и  возрастные различия, стандарты, возможности);

– идеологические (соответствие мировоззрений)  и  др.  

Оптимальная  среда управления является самой благоприятной. Ее характерные черты: гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров. Все это позволяет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением правовых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения.

В  агрессивной  среде косвенных, не имеющих отношения к основной деятельности расходов становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Любые конфликты с внешней средой с течением времени неизбежно перетекают во внутреннюю напряженность  и  внутриорганизационные конфликты, поскольку четкого разграничения внешней и внутренней среды не существует: члены организации являются жителями определенного населенного пункта, членами каких-либо общественных движений, партий, пользователями общественных благ и пр. Поэтому внешняя среда проникает внутрь организации, что приводит к сокращению зоны ее управляемости, утрате руководителями своих прежних прав  и  полномочий.

 

Вопрос 15

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших  в организации проблем. Выбор  методов исследования, интеграция различных  методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией  специалистов, проводящих исследования.

Всю совокупность методов  исследования можно разбить на три  большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых  процессов) и комплексированные методы.

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании  их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации  включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод  экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа 
"Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно  выделить следующие классы:

аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

статистические (включают теоретические  разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и  направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез  и другие методы статистического  имитационного моделирования);

теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного  рода языков моделирования, автоматизации  проектирования, информационно-поисковых  языков);

графические (включают теорию графов и разного рода графические  представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение  в экономике в настоящее время  получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для  представления статистических данных, для экстраполяции тенденций  тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций 
(например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования

Вопрос 49

 Способы управления организацией в условиях агрессивной среды

Поскольку организация всегда, так  или иначе, приспосабливается к  среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной  социальной среде.

Элементы агрессии привносятся  в организацию самим работником как компонентом более широкой  социальной системы. 

Способами управления в агрессивной  социальной среде могут быть:- социальное прогнозирование; - социальное планирование; - социальное регулирование.

Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (её потенциала) и потенциала самой  организации. 
 
Патологические явления в деятельности госслужбы как социального института создают дополнительные элементы агрессии социальной среды в целом в отношении, например, деловых организаций.  
 
Деловые организации, пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве, вынуждены применять такие способы управления как: 
 
- нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; 
 
- использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т.д. 
 
Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать.  
 
Если избежать агрессии невозможно, ее необходимо предвидеть и ожидать. Каждый индивид и организация стремятся к оптимальным условиям существования, руководствуясь при этом субъективными критериями оптимальности.  
 
Существуют три варианта реакции на агрессию: 

  1. игнорирование - отсутствие у власти продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию;
  2. силовое решение (или давление) - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов;
  3. продуктивный компромисс - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов.

 
Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два  или более подчиненных имеют  разногласия по какому-то вопросу, конфликта  можно избежать, обратившись к  их общему начальнику, предлагая ему  принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно  знает, чьим решениям он должен подчиняться. 
 
Средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

 

Вопрос 5

Функции социального управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций социального управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков: 
• особенностей процесса управления, т. е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования; 
• процесса социального развития, направленности управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества. 
В силу этого процесса мы можем выделить основные и конкретные функции социального управления.

К основным функциям социального управления относятся  такие формы проявления целенаправленного  воздействия на коллективы людей: 
• планирование (прогнозирование) — выработка и постановка целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей; 
• организация — создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления; 
• координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей; 
• стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — побуждение и подготовка людей к действию путем обеспечения повышения эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления; 
• контроль (анализ и учет) — систематическое наблюдение за деятельностью людей с целью выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе. 
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов  — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются "вчерашними" социальными взаимодействиями,"застывшей" социальной формой живой человеческой жизнедеятельности. 
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами - социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами). 
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения. 
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"