Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Официальная марксистская доктрина принципиально принижала экономико-социологический подход, пытаясь выводить социальные явления из основополагающих производственных отношений. И все же признание относительной самостоятельности этих явлений и их активной обратной связи с "базисом" общества оставляло нишу для применения экономико-социологических подходов в собственном смысле слова.
Среди наиболее важных элементов реструктурирования экономической социологии в постсоветский период целесообразно отметить следующие:
В настоящее время
можно зафиксировать два
Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998
По мере развития социологии образования ее задачи усложняются. К тому же в настоящее время эта область знания находится на распутье Помочь ей найти свою подлинную роль - одна из важных проблем, которые стоят перед работающими в этой области [41, 42].
Функции института образования расщепляются на открытую (задачи освоения знаний, навыков, социализации) и латентную (воспроизводство социального неравенства). Латентная функция образовательной системы сближает проблематику этого социологического направления с исследованиями в области социальной стратификации.
В стране, переживающей острый экономический и политический кризис, резко возрастает непредсказуемость действий различных социальных групп и организаций. Это также ставит новые задачи перед обществоведами, поскольку нельзя изучать такое общество с помощью доктрин, рожденных веком Просвещения. Новое состояние социума требует и новых подходов [60]. Все более ощущается потребность в использовании концепций и теорий, которые расширяют возможность изучения таких сложных, многослойных феноменов [30]. Если социология, в том числе и такая ее ветвь, как социология образования, возрождалась в СССР как область знания, широко использующая статистические и математические методы, то сегодня ей предстоит значительно расширить применение качественных методов. Без этого трудно понять роль образования в социокультурном воспроизводстве, в развитии экономики, его влияние на социальную структуру, на демографические процессы.
Общество, которое в своем развитии стремится ориентироваться на либеральные модели, неизбежно сталкивается с их позитивными и негативными последствиями, и социальные исследования в области образования призваны обнаруживать возникающие конфликты, их механизмы. Социальная селекция в таком обществе осуществляется при помощи тонкого, замаскированного и тем не менее четко работающего механизма. Он включает в себя разнообразие каналов обучения, формальную и неформальную иерархию типов школ, явные и латентные ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости, "судей-педагогов", которые принимают должные правила игры. Без понимания этих скрытых от прямого наблюдения механизмов невозможно оценить плюсы и минусы различных моделей образования в контексте происходящих социальных сдвигов.
Если ориентироваться лишь на экономические показатели темпов роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности и т.п., т.е. рассматривать систему образования как придаток производства, то мы получим структуру, далекую от демократических традиций, ориентированную на подготовку элиты - специалистов высокой квалификации, которые затем получают доступ к рычагам власти в экономике и политике. Что же касается образования широких масс населения, то оно будет консервироваться на весьма низком уровне. В качестве придатка к диплому об образовании учащиеся освоят и эрзац-культуру Ее определяют как массовую культуру, но, вероятно, более точно можно было бы сказать: стандартизированная, не требующая для освоения работы ума и души. Некоторые западные социологи называют такое явление в национальных культурах процессом "макдоналдизации".
В современных условиях
социология образования все более
расширяет свои границы, смыкаясь не
только с проблематикой социального
расслоения, но и с анализом широкого
спектра социокультурных
Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998
Социология труда
Социология труда —
отрасль социологии, изучающая трудовую
деятельность как социальный процесс,
социальные факторы повышения
Социология труда — это социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда в частности механизмы действия и формы проявления закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. В этой частной социологической теории анализируется комплекс проблем, связанных с деятельностью человека и коллектива в условиях развития современных технологических процессов, а также в экстремальных условиях труда (труд монтажников, шахтеров, работников химического производства, атомных электростанций и т. п.).
Социология труда — это комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, условиям. В социологии труда анализируются мотивы отношения человека и коллектива к труду, связанные, прежде всего, с материальной заинтересованностью, содержанием труда, взаимоотношениями в коллективе, со смыслом труда в целом. Социология труда исследует социальную организацию предприятия, коллектива, т. е. особую систему отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками, которые трудятся в коллективе. Поэтому в сферу влияния социологии труда входят многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, его функций, взаимоотношений между членами коллектива, в том числе подчиненными и руководителями (анализируются проблемы социально-психологического климата в коллективе, имеющихся в нем конфликтов, методов руководства и т. п.).
Основными категориями социологии труда выступают: условия труда, его организация, виды, содержание, характер, отношение к труду, удовлетворенность трудом, трудовым коллективом, социально-психологический климат коллектива и т. п. Изучая отношение к труду, мотивацию труда, удовлетворенность трудом и т. п., целесообразно выделять основные общественные функции труда, выражающие его деятельную сущность. Ведь, во-первых, труд выступает как способ удовлетворения
человеческих потребностей. Это одна из важнейших функций труда, с которой начинается общественное бытие человека. Во-вторых, труд — созидатель общественного богатства. Посредством трудовой дельности человек, удовлетворяя свои потребности, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В-третьих, труд — творец общества и фактор общественного прогресса. Удовлетворяя потребности человека и создавая богатство, труд лежит в основе всякого общественного развития. В-четвертых, человекотворческая функция труда, проявляющаяся в том, что труд предстает как ваятель человека во все исторические эпохи. Создавая все ценности человеческого бытия и, как субъект общественного развития, развивая в труде общество, человек развивает и самого себя. В-пятых, труд— сила, прокладывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и посредством труда общество познает законы своего развития и законы природы.
Проблематика социологии труда все больше вливается в экономсоциологию, частично присутствует в тематике изучения сдвигов в системе ценностей, в исследованиях новых социальных слоев и фермерства, в частности. Надо ожидать возрождения социологии труда в условиях перехода к стабильному социально-экономическому развитию. Но это будет уже иная социология - органическая составляющая мировой социологии с ее проблематикой "рационального экономического человека", постиндустриализма, постмодернизма или, напротив, она будет изучать особенности трудовой морали и трудовых отношений в российском постсоветском обществе.
Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998
Трудовой коллектив — это «социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно значимых и личностно ценных целей деятельности».Трудовой коллектив — важнейшая характеристика общественного труда. Его необходимо рассматривать как социальную общность (одна сторона) и как социальную организацию (вторая сторона). Единство двух сторон трудового коллектива обусловлено жесткой регламентированностью действий, дисциплиной, системой санкций. В то же время человек обладает правом на труд и, выполняя предписанные функции, в сфере неформальных отношений действует по своему усмотрению.
Трудовой коллектив — это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их столкновение. Как социальная организация — это разновидность общественного института, а как социальная общность — элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальная системы отношений: административно-правовая структура и структура малых групп со своими межличностными связями.
Между социальной организацией
трудового объединения и
Трудовые организации распределяются на две основные группы:
1. Коллективы производственных отраслей: промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства, грузового транспорта, по обслуживанию производства, материально-технического снабжения и т.д.
2. Коллективы непроизводственных
отраслей: здравоохранения, социального
обеспечения, народногообразования, культуры,
науки и научного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта
и связи, по обслуживанию населения, аппарата
государственно-
Существует несколько точек зрения на
классификацию трудовых организаций.
Наиболее распространенной является следующая:
— Трудовые организации на базе кооперативной, акционерной собственности.
— Коллективы, в основе которых лежит общенародная, государственная собственность.
— Коллективы, занятые трудом в частном секторе.
— Трудовые коллективы совместных предприятий с иностранными фирмами.
— Трудовые организации, использующие имущество профсоюзных и других общественных организаций.
— Коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях.
Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998
В широком смысле слова под социальным управлением понимается управление всеми и любыми общественными процессами, в узком смысле — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.