Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Bilety_po_oschage.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Политические  отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и  традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 

 

Билет № 11

 

1.Политические  режимы

2.Брак  и семья.

1.

Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

 

Разделяют два политических режима

- Демократический- обеспечивает участие людей в управлении государства. 
люди имеют право голоса,свободы слова,свободы действия,свободы мыслей и т.п.

- Антидемократический – люди не имеют права голоса,За них все решает власть государства. 
делится на :

Тоталитарный – полное вмешательство гос-ва в жизнь  общества. 
Авторитарный- гос-во ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой; свобода в областях, которые не затрагивают гос-во.

Фашистский – одна нация  правит другой.

Расистский – основан  на неравноправности человеческих расс.

 

 

2. Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимныеличные и имущественные права и обязанности.Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года. Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак заключается в органах ЗАГСа. Условия заключения брака: 
1. Взаимное согласие  
2. Достижение брачного возраста (18 лет). Также, при наличии уважительных причин, разрешается заключать брак в 16 лет и не запрещается органам власти в субъектах РФ снижать этот возраст по своему усмотрению.  
Ст. 14 семейного кодекса не допускает заключения брака в случаях: 
1. Если лицо уже состоит в браке  
2. Между близкими родственниками  
3. Между усыновителем и усыновленным .  
4. Если лицо признают недееспособным  
Семейный кодекс предполагает полное равноправие супругов при расторжении брака.Существуют 2 процедуры расторжения брака: в суде и в органах регистрации. Если у супругов нет несовершеннолетних детей, то брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа при наличии согласия у обоих супругов, если же у супругов имеются несовершеннолетние дети, то в органах ЗАГСа не разведут, за исключением: 
- Если один из супругов признан без вести пропавшим  
- Если один из супругов признан недееспособным  
- Если один из супругов осужден на срок более 3х лет  
Брак может быть расторгнут в судебном порядке при наличии общих несовершеннолетних детей. При взаимном согласии на развод суд принимает решение о расторжении брака не спрашивая причин. Супруги представляют на рассмотрение суда нотариально заверенное согласие, с кем будут проживать дети, в каком порядке будут выплачиваться алименты, о разделении имущества.   Для заключения брака необходимо наличие следующих условий: взаимное согласие 

  • достижение брачного возраста. 
  • отсутствие брачных отношении  отсутствие родственно-семейных связей
  • дееспособность лиц, вступающих в брак 

Билет № 12

1. Свобода в деятельности людей.  

2. Правовое  государство. 

 

 

 

1.

Свобода — это  самостоятельность социальных и  политических субъектов (в том числе  и личности), выражающаяся в их способности  и возможности делать собственный  выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Абсолютно свободным  человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным  от него. Свобода каждого члена  общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором  он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

 

2.

Правовое  государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности.

  • наличие развитого гражданского общества*;
  • максимальное обеспечение прав и свобод человека;
  • ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
  • правовое равенство всех граждан;
  • верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;
  • эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;
  • разделение властей;
  • создание антимонополистического механизма;
  • верховенство конституционного закона, его прямое действие;
  • суверенность государственной власти;
  • суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
  • единство прав и обязанностей граждан;
  • приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

 

Билет № 13

1. Исторический процесс и его  участники.

2. Политические партии. Многопартийность.  

 

1.

Историческим  процессом называется временная  последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического  процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует  помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной  реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;

б) содержание исторического  факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам — возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные  личности, которых ученые называют историческими деятелями.Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

2.

Политическая  партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех  или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства — каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

Таким образом, партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

  1. в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские

Билет № 14

1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.

2. Духовная сфера общества. Проблемы  развития духовной культуры в  современной России. 

 

 

1. Политика —  это деятельность государственных  органов, политических партий, общественных  объединений в сфере отношений  между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

Субъекты  политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как  всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

2.

Духовная  сфера общества — это система  отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества.

Духовная  сфера общ- Моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания явл моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей..

Духовная  сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует  на все изменения, происходящие в  других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"