Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Социология".
Билет № 16
1. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
2. Место религии в системе
отношений человека и окружающе
1.
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.
1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).
2. Философские
учения древности об обществе
и общественном развитии (древнеиндийские
Веды, даосская школа, конфуцианство,
3. Социальные
учения средневековья (Фома
4. Философия
нового времени (теории
5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).
Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его различных сфер. Таковы социология, политология, культурология, история, религиоведение, экономика и многие другие.
Особенности общественных наук определяются спецификой социального познания.
1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.
2. Социальное
познание тесно связано с
3. Социальная
реальность — продукт
4. Ученые, исследующие
общество, имеют ограниченные
5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей есть результат диалога.
2.
Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее
существенных положений
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого
Бога) и политеистические (
К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня:
Христианство 1024 млн чел.
Ислам 529 млн чел.
Индуизм 478 млн чел.
Конфуцианство 305 млн чел.
Буддизм 268 млн чел.
Синтоизм 60 млн чел.
Даосизм 52 млн чел.
Иудаизм 14 млн чел.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство
людей, живущих на Земле,
2. Во многих
странах мира религиозные
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.
4. К сожалению,
религиозные противоречия продо
Билет № 17
1. Цивилизации и формации.
2. Образование и его роль в развитии общества.
1.цивилизация —понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.
2.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Билет № 18
1. Традиционные и индустриальные общества.
2. Наука и общество.
1.
Традиционное общество |
Индустриальное общество |
1. «Непрерывность»
исторического процесса, отсутствие
явных граней между |
1 . История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов |
2. Неприменимость
европейской концепции |
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев |
Традиционное общество |
Индустриальное общество |
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею |
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее |
4. Основа экономической
системы — общинно- |
4. Основа экономики
— институт достигшей высокого
развития частной |
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными сущностями (кастами, сословиями) устойчивы |
5. Социальная
мобильность населения высока, возможности
социальных перемещений |
6. Государство
подчиняет себе общество, общество
вне государства и его |
6. Общество автономно
от государства, сложилось |
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней |
7. Автономия,
свободы и права личности |
8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений |
8. Важнейшими
социальными ценностями |
2.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Важнейшими социальными функциями науки являются:
а) познавательно-
б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.
1. Потребности
развития общества часто
2. Состояние
научных исследований зависит
от материально-технической
Будучи особой
формой общественного сознания, наука
обладает относительной
Билет № 19
1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.