1. Социология как
наука, ее предмет, структура
и функции.
Социология – наука об общих и специфических
социальных законах организации, функционирования
и развития общества как целостной социальной
системы, путях и формах реализации этих
законов в действиях личностей, социальных
групп, общества в целом.
Предмет – система функционирования и
развития социальных явлений, процессов
и отношении, опосредованных обществом
и реальной деятельностью личности, группы,
общности и общества в целом в определенном
социокультурном контексте.
В структуре социологической науки можно
выделить три уровня:
- фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
- прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
- социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Функции социологии как науки:
1. Познавательная
функция, имеющая своей целью и содержанием
изучение общества и понимание его структуры,
особенностей взаимодействия в обществе
различных индивидов и их групп. Она позволяет
ответить на вопрос: «Каково общество,
в котором мы живем?»
2. Концептуально-описательная
функция, предоставляющая исследователю
и изучающему социологию определенную
систему теорий, понятий и категорий, а
также правил описания, отражающих особенности
социальной реальности. Она позволяет
ответить на вопрос «Что и как делается
в обществе?»
3. Оценочная функция,
т. е. осуществление оценки того, соответствует
или нет то или иное общество, существующие
в ней социальные организации и институты,
права и нормы ожиданиям индивидов и социальных
групп, их нуждам и потребностям и целям.
Она отвечает на вопрос: «Справедливо
или несправедливо наше общество, демократично
оно или нет?»
4. Объясняющая
функция, дающая научное объяснение социальным
явлениям, событиям и процессам на основе
выявленных фактов, тенденций и закономерностей.
Она позволяет ответить на вопрос «Почему
в нашем обществе происходит именно так,
а не иначе?»
5. Мировоззренчески-
идеологическая функция, претворяющая
в жизнь определенные общественно-политические
идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя
чего, для каких целей осуществляются
те или иные социальные действия?»
6. Прогностическая
функция, т. е. выявление прогнозов на основе
познания тенденций и закономерностей
социального развития, построение наиболее
вероятных сценариев тех или иных событий
в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что
может произойти в обществе в будущем?»
7. Управленческая
функция, связанная с тем, что выявив тенденции
и закономерности социального развития,
определив прогнозируемые варианты тех
или иных вариантов в обществе, - социология
способна стать действенным инструментом
социального управления процессами, протекающими
в обществе. Она дает возможность ответить
на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять
социальными процессами?»
8. Образовательная
(обучающая) функция, вытекающая из того,
что социология, определив социальную
сущность тех или иных процессов и явлений,
выявив тенденции и закономерности их
развития, осуществив прогноз их изменений
в будущем, - способна через систему учебных
заведений и различные институты повышения
квалификации кадров широко тиражировать
и распространять социологические знания
и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что
нужно знать об обществе, как лучше использовать
эти знания?»
Все эти функции органично
взаимодействуют друг с другом, составляя
своим единением и взаимодополнением
функционирующую, деятельную и продуктивную
сторону целостной системы социологии.
2. Теоретические
и социальные предпосылки и
источники формирования социологии
как науки.
Предшествующий XIX в. этап развития
мировой философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически,
и методологически новое научное
направление, сосредоточенное на характере
взаимодействий человека и общества,
т. е. на социальных отношениях. Потребность
в таком научном направлении
была актуальна и для социальной
практики рядом объективных причин:
- в общественных отношениях феодального общества бурно развивались капиталистические отношения, характеризовавшиеся дальнейшим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией. Новый тип отношений получил название в трудах А.Сен-Симона, О.Конта “индустриального общества”, в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса - капиталистической формации;
- бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;
- научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: физика И.Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф.Бэкона реализовало философское понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч.Дарвина, классификация видов живого мира К.Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии; соединение формальной логики с диалектикой Гегеля дало возможность формулирования теории материалистической диалектики К. Марксу и Ф.Энгельсу, дало возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень;
- быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: поворот социальной философии к практически-прикладному изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.);
- традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям, зарождающемуся общественному характеру производства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.
Возникла насущная
потребность формулирования научной
картины человеческого общества
на новой качественной основе.
Появление такого объяснения
означало для общества формирование
нового социального самосознания
и тем самым окончательное
оформление его как новой капиталистической
формации. Новому обществу нужно
было зеркало и таким “зеркалом”
стала социология.
Становление социологии
как самостоятельной науки связано
с глубокими изменениями мировоззренческого
характера, которые происходили
в Европе в конце XYIII – начале
XIX вв. Общество мучительно переходило
от средневекового сословно-монархического
устройства к новым формам
организации экономической и
политической жизни. Рушились
старые религиозные эталоны истины,
добра и красоты, уступая свое
место более прагматичным устремлениям
людей.
Ответом на эти социальные
запросы послужили работы О.Конта,
Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича
и др.
3. Этапы и особенности
развития социологической мысли
в России.
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической науки.
Изменение общественных отношений,
вызванное развитием капитализма
в России после реформ 60-70-х гг.,
порождало объективную необходимость
возникновения различных социологических
школ и направлений. Основными из
них явились -–географическое (Л.И.
Мечников, С.М. Соловьев), психологическое
(Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев), субъективистское
(П.Л. Лавров, И.К. Михайловский), многофакторное
(М.М. Ковалевский), марксистское (Г.В. Плеханов,
В.И. Ленин) и множество других.
Испытывая влияние со стороны
различных течений западной социологии,
она вместе с тем выдвигает
оригинальные теории, в которых отражается
своеобразие развития российского
общества. В развитии социологической
мысли в России исследователи
выделяют три основных этапа. Первый этап –
с середины XIX века до 1918 г. XX века, второй – с начала
20-х годов до конца 50-х годов, третий – с начала
60-х годов до наших дней.
Первый этап – субъективная социология
(П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); психологическое
направление (А.И.Петражицкий); многофакторное
направление (М.И.Ковалевский)
Основные проблемы
субъективной социологии:
- соотношение социального и исторического
- предмета и метода социологии
- теории процесса и роли личности в истории
- общественное развитие связано с одновременным усилением сознательности личности и солидарности в обществе
- личность - ведущая сила прогресса; капитализм разъедает солидарность трудящихся
- исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность - скорость социального прогресса
- кооперация определяет все стороны социальной жизни. Сельская община дает возможность для всестороннего развития каждой личности.
Психологическая
психология:
Центральное понятие социологии
- «социальное поведение» и его
моти вы. Мотив в социологии равнозначен
эмоции в психологии. Эмоции - причинный
компонент социального поведения. Предмет
социологии - понимание социального действия,
поведения.
- Эмоции создают групповую «народную психику». Посредник между «групповой психикой» и конкретным поведением - социальные нормы.
- История - постоянный рост разумных норм, которые ускоряют социальные действия.
Многофакторное
направление:
- Социология отрекается от случайных событий и показывает общую тенденцию развития общества.
- Важнейший метод социолог™ - сравнительно-исторический. Он позволяет выделить у различных народов сходные процессы.
- Общество следует рассматривать во взаимосвязи всего его сторон, строить сравнение на предельно широком материале.
- Особое внимание - «генетической социологии». Причина образования социальных групп - экономическая и биологическая; причина возникновения государства – психологическая.
Второй этап - нарастание процесса институционализации,
приобретением социологической наукой
статуса социального института. Продолжается
развитие теоретической социологии. Центральной
фигурой является П.А. Сорокин, один из
родоначальников теории социальной стратификации
и социальной мобильности. Основная направленность
работ состояла в выявлении соотношения
истории русской социологической мысли
и социологии марксизма, в стремлении
сформулировать оригинальную теорию марксизма
и определить ее место в системе марксизма.
Наряду с разработкой
теоретических вопросов разворачивались
эмпирические социологические исследования.
Центральное место в них занимают
исследования по социальным и социально-психологическим
проблемам труда и быта рабочих
и крестьян.
Третий этап - возрождение социологии как
науки начинается в конце 50-х – начале
60-х годов XX века, на волне «хрущевской
оттепели». В этот период были проведены
масштабные социологические исследования
по изучению влияния научно-технического
прогресса на социальную и профессиональную
структуру работников, их отношение к
труду. Большое распространение получило
«социальное планирование», составление
планов социального и экономического
развития промышленных предприятий, колхозов
и совхозов и даже некоторых городов. В
ходе этих исследований был накоплен богатый
фактический материал; отработаны методики
социологического исследования, приобретены
навыки проведения социологических исследований
большим количеством социологов-самоучек.
В 60-х годах социология вновь восстанавливает
статус социального института.
4. О.Конт и Г.
Спенсер — основатели социологии.
Позитивизм в европейской и
российской социологии XIX века.
ТЕОРИЯ ПОЗИТИВИЗМА
О. КОНТА
Огюст
Конт (1798-1858 гг.)
Основные труды: «Курс
позитивной философии». 6 тт. «Система
позитивной политики». 4 тт.
Деление социологии
на:
- Социальную статику (анатомия общества, его организация, основные элементы, институты:семья; государство; религия.)
- Социальную динамику (это процесс развития общества. Основные факторы развития - умственные и духовные; вторичные - климат, раса, прирост населения, разделение труда. Трем ступеням умственного развития человека соответствуют 3 стадии исторического процесса:
1.) Теологическая (религиозная):
от древности до XIII века.
2.) Метафизическая (философская,
абстрактно- теоретическая): XIV-XVIII вв.
3.) Позитивная: с начала XIX в.)
О. Конт: Только положительные
знания об эволюции природы и общества
помогут людям преодолеть кризисные
состояния. Положительные, значит опирающиеся
на наблюдение и эксперимент. Знания
субъективные, умозрительные, химерические,
нереальные только мешают. Это необходимый,
но пройденный этап развития науки
и общества.
ОРГАНИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА
В основе учения лежит эволюционная
гипотеза. Эволюция - это
переход от неопределенной, бессвязной
однородности к определенной, связной
разнородности.
Социология изучает надорганическую
эволюцию, которая связана с обществом,
его ростом и строением. Социальные
явления обусловлены свойствами
составляющих общество единиц и условиями
их существования, а не жизнью общества
в целом. Налицо индивидуалистический
подход - люди живут совместно, потому
что это им выгодно.
Общества делятся
на:
- Военные (единое общество под главенством вождя; существование класса господ-воинов и класс рабов)
- Промышленные (кооперация общества в результате добровольного свободного обмена между хозяевами и рабочими; слабо централизованный тип регулятивного аппарата)
5. Социологические
идеи К. Маркса.
Основные положения:
- Функционирование общества, поведение и сознание людей определяется материальными условиями. Решающая роль принадлежит способу производства материальных благ. Очевидно, что акцентирование роли СПМБ вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества.
- Главный источник развития - противоречие между производительными силами и производственными отношениями, выливающееся в конечном счете в социальную революцию. Социальная революция - не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости.
- Основной признак социальной структуры - деление общества на антагонистические классы. Неравенство классов порождает классовую борьбу. Классовая борьба - сердцевина исторического процесса.
- Классовая борьба не ис- ключает мирных форм, однако они не решают кардинально проблему развития общества. Подобное решение заключается только в социальной революции. Главный вопрос революции - вопрос о власти.