Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
6. Классический этап в истории социологии.
XIX — начало XX в. - классический этап в становлении и развитии мировой социологической науки
В рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.
В его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.
На этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.
7. Социологические концепции Э.Дюркгейма.
ПРОБЛЕМА МЕТОДА
Преодоление философской
дилеммы эмпиризма и
Социальная реальность - высшая реальность. В связи с этим у Дюркгейма налицо социологизация всех способов исследования общества.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Общество развивается
по своим законам, не испытывая воздействия
несоциальных факторов. Состояние общества
зависит от внутренних связей его
структуры и характера
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Простые общества в ходе раз вития заменяются сложными Ключевое значение в этом процессе имеет общественное разделение труда. Это объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности. В архаических обществах нет разделения труда. Только вследствие увеличивающейся специализации труда, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, объединяясь таким образом в единое целое.
ПРОБЛЕМА НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО
Нормальные - все проявления социального организма, вытекающие из условий его существования. В том числе и преступность.
Патологические - те социальные явления, которые нарушают функционирование общества, ведут к его деградации.
Аномия - отсутствие четкой моральной регуляции поведения, разработанности правил, регулирующих социальные функции.
8. Социологические теории М.Вебера.
М.Вебер (1864—1920 гг.)
Немецкий социолог, основоположник
«понимающей» социологии и теории социального
действия, применивший ее принципы
к экономике, политической власти, религии,
праву. Главная идея состоит в
обосновании возможности
«ПОНИМАЮЩАЯ»
СОЦИОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ
Структуры общества основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Таким образом, субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер, составляет суть социального. Социология является «понимающей», т.к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.
Данный смысл характеризуется как «рациональность», поскольку отражает соответствие социальных действий некоему образцу - идеальному типу. Идеальный тип выражает суть эпохи, ее главный интерес. Действия субъекта становятся социальными: а) если мотивированы; б) если в них присутствует ориентация на других.
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Проблема политической власти - одна из ключевых. В ее основе - теория социального действия. «Ориентация на другого» обеспечивает легитимность господства: управляющие и управляемые ожидают друг от друга соответствующего поведения. Так возникает предпосылка рационально-бюрократического типа политического управления.
Легитимные типы господства (критерии их конструирования - мотивы поведения с учетом доли рациональности): а) господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности; б) господство в силу привычки к определенному поведению; в) основывается на простой личной склонности подданных.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Социология религии подчинена
исследованию социального действия
людей, изучению связи между религиозно-
9. Современные
социологические теории: структурно-функциональный
анализ Т. Парсонса и Р.
Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.)
Американский социолог,
создатель ряда концепций. Его
системный функционализм
Эволюция общества как становление социальной системы, поддержание социального равновесия
ОБЩЕСТВО - ЕДИНСТВО СИСТЕМ:
КАЖДАЯ СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ НАБОРОМ ИЗ 4-Х ФУНКЦИЙ:
НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ РЕАЛИЗУЮТСЯ:
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
Роберт Мертон
Считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.
Основными понятиями ТЕОРИИ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА Мертона являются «функция» и «дисфункция».
Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде.
Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.
Три постулата, которые Р.Мертон считал «спорными и ненужными для функциональной теории»:
10. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.
11. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.
В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:
1) структурализм — в
социальной системе существуют
объективные структуры, не
2) конструктивизм — действия
людей, обусловленные
Теория Бурдьё считается
интегральной социологической теорией
и представляет собой попытку
преодоления противоречий между
макро- и микро- анализом, агентом
и структурой, которое порождает
так называемые «парные понятия»
(англ. paired concepts). В основании теории
Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные
идеи классиков, выражающие два противоположных
подхода к определению объекта
социологии: это исследовательская
программа Маркса, исходным пунктом
которой полагается широко понимаемая
структура (общественно-экономическая
формация), и программа Вебера, который
исходит из концепта социального
действия. Постольку, поскольку агент
и структура связаны
Центральными в
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.
Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.
12. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.
Никлас Луман (1927—1998) — немецкий социолог.
Общество, как всеохватывающая
социальная система, конституируется
различением себя от окружающего
мира, к которому относятся системы
сознания (индивиды), система мозга
и физические системы. Отграничив себя
от окружающего мира, общество способно
оперировать замкнутым образом
и, поскольку, единственной подлинно-социальной
операцией выступает