Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Файлы: 1 файл

Kontrolnye_voprosy_po_sotsiologii.docx

— 138.59 Кб (Скачать файл)

 

6. Классический  этап в истории социологии.

XIX — начало XX в. - классический этап в становлении и развитии мировой социологической науки

В рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.

В его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.

На этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.

 

7. Социологические  концепции Э.Дюркгейма.

ПРОБЛЕМА МЕТОДА

Преодоление философской  дилеммы эмпиризма и априоризма. Социальное можно объяснять только социальным. Социальная реальность соединяет  людей в единое целое, по сути, она - ценности и идеи, воплощенные в  социальные нормы. Социальные нормы  оказывают на человека принудительное воздействие. Они влиют через ценностные ориентации индивидов.

Социальная реальность - высшая реальность. В связи с этим у Дюркгейма налицо социологизация всех способов исследования общества.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 

Общество развивается  по своим законам, не испытывая воздействия  несоциальных факторов. Состояние общества зависит от внутренних связей его  структуры и характера сознания. Определяющую причину социального  факта надо искать среди предшествующих фактов. Главное - отыскание зависимости  социального явления от социальной среды. Но зависимости не экономической, исторической, социальной, а функциональной.

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО  РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Простые общества в ходе раз вития заменяются сложными Ключевое значение в этом процессе имеет общественное разделение труда. Это объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности. В архаических обществах нет разделения труда. Только вследствие увеличивающейся специализации труда, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, объединяясь таким образом в единое целое.

ПРОБЛЕМА НОРМАЛЬНОГО  И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО

Нормальные - все проявления социального организма, вытекающие из условий его существования. В том числе и преступность.

Патологические - те социальные явления, которые нарушают функционирование общества, ведут к его деградации.

Аномия - отсутствие четкой моральной регуляции поведения, разработанности правил, регулирующих социальные функции.

 

8. Социологические  теории М.Вебера.

М.Вебер (1864—1920 гг.)

Немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального  действия, применивший ее принципы к экономике, политической власти, религии, праву. Главная идея состоит в  обосновании возможности максимального  рационального поведения человека, проявляющегося во всех сферах взаимоотношений. Социология призвана дать интерпретацию  субъективных мотивов индивидуального  действия.

 «ПОНИМАЮЩАЯ»  СОЦИОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ДЕЙСТВИЯ

Структуры общества основываются и регулируются тем смыслом, которым  их наделяют люди. Таким образом, субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер, составляет суть социального. Социология является «понимающей», т.к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Данный смысл характеризуется  как «рациональность», поскольку  отражает соответствие социальных действий некоему образцу - идеальному типу. Идеальный тип выражает суть эпохи, ее главный интерес. Действия субъекта становятся социальными: а) если мотивированы; б) если в них присутствует ориентация на других.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Проблема политической власти - одна из ключевых. В ее основе - теория социального действия. «Ориентация  на другого» обеспечивает легитимность господства: управляющие и управляемые  ожидают друг от друга соответствующего поведения. Так возникает предпосылка  рационально-бюрократического типа политического  управления.

Легитимные типы господства (критерии их конструирования - мотивы поведения с учетом доли рациональности): а) господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой  компетентности; б) господство в силу привычки к определенному поведению; в) основывается на простой личной склонности подданных.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Социология религии подчинена  исследованию социального действия людей, изучению связи между религиозно-этическими принципами и экономической, политической деятельностью. Без понимания ценности религиозных догм не понять суть социального  действия Различный смысл религиозных  догм обусловливает различное поведение  человека. В частности, рационализм  протестантской этики соответствует  рационализации экономической и  политической жизни при капитализме.

 

9. Современные  социологические теории: структурно-функциональный  анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.

Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.)

 Американский социолог, создатель ряда концепций. Его  системный функционализм претендует  на статус всеобщей теории  развития. Ключ к концепции Т.Парсонса - категория равновесия социальной  системы как условие ее выживания.

Эволюция общества как  становление социальной системы, поддержание  социального равновесия

ОБЩЕСТВО - ЕДИНСТВО СИСТЕМ:

  • социальная (объединяет  индивидов)
  • культурная
  • личностная
  • органическая

КАЖДАЯ СИСТЕМА  ОБЛАДАЕТ НАБОРОМ ИЗ 4-Х ФУНКЦИЙ:

  • Адаптация - приспособление к внутренней и внешней среде.
  • Целедостижение - определение и достижение собственных целей системы.
  • Интеграция - поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение отклонений в системе.
  • Удержание образа - сохранение, совершенствование, обновление мотивации индивидов, образов их поведения.

НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ РЕАЛИЗУЮТСЯ:

  • Экономика (адаптация).
  • Политика (целедостижение).
  • Культура и право (интеграция).
  • Семья, школа, церковь (удержание образа).

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

  • Примитивные общества с незначительно выраженной дифференциацией.
  • Промежуточные общества - появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область.
  • Современные - отделение правовой системы от религиозной, бюрократия, рыночная экономика, демократия, избирательная система

 

Роберт  Мертон

Считается одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.

Основными понятиями ТЕОРИИ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА Мертона являются «функция» и «дисфункция».

Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде.

Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.

Три постулата, которые Р.Мертон считал «спорными и ненужными для функциональной теории»:

  1. функциональное единство;
  2. функциональная универсальность;
  3. функциональная обязательность (принудительность).

 

10. Символический  интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.

  1. Главная характеристика действий людей - использование символов. За символами стоит смысл, который действующий индивид, группа вкладывает в него.
  2. Указанные символы рождаются при взаимодействии людей. Человек постоянно «смотрится» в зеркало, которым являются другие люди; постигает смысл их поведения, деятельности, выраженный в символах.
  3. Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. Истинное взаимодействие возможно в случае, когда люди сходно понимают смыслы происходящего.
  4. Человек проходит две ступени социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение последнего Дж.Мид объясняет функционально (необходимостью координации действий) и антропологически (способностью создавать символы).

 

11. Структуралистский  конструктивизм П. Бурдье.

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил  использовать одновременно два принципиальных подхода:

1) структурализм — в  социальной системе существуют  объективные структуры, не зависящие  от сознания и воли людей,  но способные стимулировать те  или иные их действия и стремления;

2) конструктивизм — действия  людей, обусловленные жизненным  опытом, процессом социализации, «формируют  социального агента как истинно  практического оператора конструирования  объектов».

Теория Бурдьё считается  интегральной социологической теорией  и представляет собой попытку  преодоления противоречий между  макро- и микро- анализом, агентом  и структурой, которое порождает  так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные  идеи классиков, выражающие два противоположных  подхода к определению объекта  социологии: это исследовательская  программа Маркса, исходным пунктом  которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая  формация), и программа Вебера, который  исходит из концепта социального  действия. Постольку, поскольку агент  и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих  концептов.

Центральными в социологической  теории Бурдьё являются понятия «габитус»  и «социальное пространство», посредством  которых преодолевается разрыв между  макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная  социальная среда производит габитус  — «систему прочных приобретённых  предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как  исходные установки, которые порождают  конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться  в нем более или менее полно  и точно. Социальное пространство можно  описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое  поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами  — капиталом. Именно распределение  различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует  его.

 

12. Постмодернистские  теории: Н. Луман, Э. Гидденс.

Никлас  Луман (1927—1998) — немецкий социолог.

Общество, как всеохватывающая  социальная система, конституируется  различением себя от окружающего  мира, к которому относятся системы  сознания (индивиды), система мозга  и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом  и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука  и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в  себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря  коду истина/ложь, поэтому в ней  любое истинное утверждение может  подсоединяться исключительно к  другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство  информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией  и сообщением).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"