Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социология".
1. Социальное
будущее: определение
Социальное
будущее — это такое состояние,
потенциальная возможность
Вопрос о будущем можно ставить, лишь исходя из предпосылок, носителей его в настоящем. Такими носителями выступают законы развития системы, социальные факты и процессы. Будущее – состояние, вытекающее из настоящего и имеющее корни в прошлом. Социальное будущее формируется в результате активности людей.
Движение и будущее. Движение – есть изменение вообще (оно хаотично). Развитие – форма движения, изменения, которая характеризуется направленностью. Противоположными формами развития являются прогресс и регресс. Если мы возьмём любое явление в процессе развития, то в нём всегда выделяются (окажутся):
История – это развитие, которое переживает система, представляющая собой ряд этапов. Эти этапы выступают как прошлое, настоящее и будущее системы. Будущее присутствует в движении и развитии лишь в возможности, как потенция. Любое развитие идёт из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Историческое развитие включает в себя становление системы, ее функционирование и переход в новое (будущее) состояние.
Категория будущее близка к категории становление, но не сводится к ней. Нельзя отождествлять процесс становления системы и процесс рождения её будущего.
В основе развития системы лежит противоречие.
Прошлое – это то, чего уже нет. Будущее – это то, чего ещё нет. Реальность только в настоящем. Настоящее это то, что есть.
Деление процесса развития на прошлое, настоящее и будущее возможно только в сознании человека, отсюда оно субъективно, абстрактно, но оно есть. Деление для познания мира. Существует прямая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.
Категория будущее - многопланова. Будущее есть состояние и период в развитии системы.
Время и будущее. Основой всех понятий, отражающих будущее, является время.
Социальное время
1. Необратимость 2.Асимметричность 3.Однонаправленность (прошлое сменяет настоящее, а настоящее сменяется на будущее)
Развитие закономерно, хотя имеет некоторые элементы случайности, которые не могут охватить сознание человека. Закон и будущее. Закон – более глубокое явление, чем все другие стороны, свойства и отношения мира. Все составляющие закона (связь и отношение, существенность, необходимость, устойчивость и повторяемость, общность или всеобщность, свойство быть тенденцией и др.) предопределяют то, что закон становится мерой и гарантом будущего системы. Закон есть нечто устойчивое, он сохраняется при наличии определенных условий и в будущем. Закон определяет присутствие будущего в настоящем. Закон определяет этапы в развитии (истории) системы с точки зрения ее качественных состояний (деление на П,Н,Б). Прошлое, настоящее и будущее связаны объективными законами. Поскольку закон носит всеобщий характер, он действует не только в настоящем, но при наличии соответствующих условий будет действовать и в будущем. Закон - основа научных предсказаний. Материя и будущее. Будущее является определенным состоянием материи. У материи как таковой, как субстанции, как абстракции, как всеобщего в мире нет деления на прошлое, настоящее и будущее, ибо материя бесконечна и не обладает единым временем. Материя немыслима без движения. Время есть форма движущейся материи. Во времени одинаково «участвуют» как движение, так и материя. Поэтому, говоря о будущем, недостаточно указывать лишь на момент времени и понимать под этим только период в развитии материальной системы. Будущее не только временной параметр, но и материальное состояние в историческом развитии системы. Будущее - это состояние движущейся материи в определенное время и в определенном пространстве. В нем наличествует материальность, предметность и прочие проявления самой материи. Итак, прошлое, настоящее и будущее имеют своих материальных носителей. Будущее не только будет, но его элементы есть в настоящем, Задача научного исследования выявить наличность будущего в настоящем и дать концептуальное его определение, не довольствуясь интуитивным представлением о нем.
1.Презентизм. В сознании человека отсутствует деление процесса развития на прошлое, настоящее, будущее. Разум был способен охватывать лишь текущие события, не простираясь на прошлое и будущее. Презентизм первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени. У ребёнка от 1 до 3х лет – степень идентификации, он не выделяет себя из окружающих.
2.Мифология. Впервые вычленяет Б. из Н. Формы мифа: былина и сказка. Миф нереален, это идеализированная форма будущего. Мифы объясняли установление родовых нравов и обычаев, происхождение людей и мира в целом, в также судьбу умерших. Ребенок 5-7 лет – стадия подражания.
3.Магия – гадание в разных формах. Основана на определённых внешних приметах. Начальное действие на индивидуальном уровне 8-12 лет.
4.Религия – это первая теоретическая форма осознания будущего. Её появление связывают с методом наблюдения. Это своеобразный регулятивный механизм. Будущее как человека будет жить после смерти по его поступкам (идея бессмертности). С религии начинается предыстория научного предвидения. На индивидуальном уровне 12-14 лет, религия или светские ценности.
5.Утопия основана на оценочном методе анализа. Утопия - явление, которое в отношении к будущему опирается уже не на веру, а на знания, но объективно не основано на научном понимании закономерностей развития природы и общества и поэтому не осуществимо. Между желаемым и действительным стоит знак равенства. Утописты впервые начали анализировать настоящее. И использовать метод противопоставления (хор\плохое). 20век – век реализации социальных утопий.
6. Наука. Конец 19 – начало 20века. Наука между желаемым и действительным ставит знак неравенства. Наука опирается на определённые методы, на научное знание и на законы развития природы и общества. Она даёт характеристику будущего того, каким оно будет. Ядром науки являются научные знания; ядром сознания являются знания; сознание должно овладеть научным знанием.
Фундаментальное значение
категории «идеальное»
Категория «идеальное»
выступает логически
Осознание личностью своего социального будущего может исследоваться в разных аспектах. Гносеологический аспект позволяет показать роль осознания будущего как составного элемента сознания; проанализировать содержание, уровни, структуру, способы, виды отражения общественных отношений в осознании будущего. Этот подход предполагает характеристику осознания личностью социального будущего с учетом отражения действительности. Он позволяет выяснить истоки осознания социального будущего, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познания будущего.
Социологический подход. В этом случае основное внимание сосредоточивается на анализе социальной обусловленности осознания будущего, месте, роли, функциях, которые оно выполняет в обществе. Социология рассматривает представления личности о социальном будущем с точки зрения их происхождения, развития, проявления в поведении личности как определенное общественное явление, связанное с конкретно историческими формами общественных отношений. Социологический подход позволяет исследовать проблему осознания будущего на разных уровнях. На уровне общесоциологической теории - объектом исследования является социальная система в целом, а осознание социального будущего личностью рассматривается как элемент этой системы. На уровне специальной социологической теории — социологии сознания - объектом исследования выступает осознание личностью своего социального будущего как система, состоящая из подсистем и их элементов. На уровне эмпирических социологических исследований объектом становятся элементы осознания личностью своего социального будущего. Все три уровня, тесно связанные между собой позволяют осуществить системно-структурный анализ. В данном случае осознание личностью социального будущего понимается как целостное образование, совокупность определенных взаимосвязанных элементов, представляющими его качественную особенность. Системный подход позволяет детально показать осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества, сознания, личности, раскрыть его активную роль в возникновении, функционировании и дальнейшем его развитии, а также проанализировать его как специфическую систему. Методология системного анализа требует, во-первых, определения места осознания личностью своего социального будущего в системе сознания данной эпохи, цивилизации; во-вторых, разработки вопроса о перспективах его развития; в-третьих, определения целей, путей, средств формирования у личности осознания ею своего социального будущего.
Историко-типологический подход, предполагающий характеристику конкретно-исторических условий, в которых оно формируется, функционирует.
В рамках нормативного (регулятивного) подхода осознание социального будущего анализируется как система норм деятельности личности, ее поведения в труде, быту, сфере межличностных отношений и т.д.
Адаптивный подход - рассматривает осознание социального будущего как средство приобщения всех социальных групп к создаваемым общественным отношениям, к принимаемым ими нормам, ценностям.
Аксиологическом аспект. Осознание имеет ценностную природу, т.е, включает оценку социального будущего с точки зрения понятий добра и зла, справедливого или несправедливого и т.д. Согласно гуманистическому подходу, оно представляет собой мир ценностей.
Совокупность указанных подходов дает возможность социологии обеспечить целостный анализ осознания личностью своего социального будущего в современном обществе. Осознание будущего является не просто формой логических размышлений личности, но и предпосылкой конкретной практической деятельности. Оно выполняет целую систему функций: познавательную, планирующую, воспитательную, ориентирующую, регулятивную. Между уровнем осознания своего социального будущего и активностью личности фиксируется конкретная взаимосвязь, что особенно интересует нас.
В осознании соц. будущего выделяется ближайшее, отдаленное и сверхотдаленное будущее. Осознание личностью своего соц.будущего включает и осознание будущего развития общ-ва, т.е. вкл-т и осознание современ.общ-ва, содержание эпохи, соц.прогресса, нового типа цивилизации.
У личности фиксируется
либо оптимистическое, либо пессимистическое
отношение к социальному
В сознании с пессимистической ориентацией особую притягательность приобретают идеи, ориентированные на день вчерашний, которые актуализируются как концепции духовных предшественников, оценивающих грядущее позиции «лучшее будущее в прошлом». В такой ситуации массовое сознание становится весьма восприимчивым к мифологическим сюжетам о гибели Вселенной, христианской апокалипсисе, сегодняшним концепциям о гибели цивилизации и т.д.