Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование.

Содержание работы

1) Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности
2) Общие методы исследования
4) Научно-исследовательская работа
5) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
6) Под объектом исследования понимается то явление (процесс)
19) социологическое исследование

Файлы: 1 файл

oid.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

1) Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1.        Выделение и постановка проблемы.

2.        Выработка гипотез.

3.        Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4.        Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5.        Представление результатов исследовательской деятельности.

 

2) Общие методы исследования:

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.

Комплексные методы исследования: анализ синтез, моделирование.

 

3)

Критерий

1-2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Уровень постановки исследовательской  проблемы

Работа репродуктивного  характера: 
Как таковой, проблемы нет. Решается описательная задача.

Работа репродуктивно-аналитическая: 
Задача аналитическая, есть рабочая цель, а гипотеза либо отсутствует, либо выражает приложение к известным закономерностям.

Работа частично поисковая: 
Исследовательская проблема имеет частный характер, чаще всего это необычное проявление известной закономерности.

Работа исследовательская: 
Исследовательская проблема достаточно сложна, указывает на значимое явление.

Общая характеристика теоретической  части

Репродуктивный уровень:

·  описательное изложение информации, известной по теме, без какой-либо логики;

·  нет обобщений;

·  нет анализа проблемы;

·  нет содержательных выводов.

Репродуктивно-аналитический  уровень:

·  сделаны неплохие самостоятельные обобщения;

·  сделан анализ проблемы;

·  сделаны содержательные выводы.

Частично поисковый уровень:

·  на основе анализа решаются частные проблемы раскрываемой темы;

·  формируются некоторые аспекты дизайна эмпирического исследования.

Исследовательский уровень:

·  полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно;

·  дизайн эмпирического исследования сформирован полностью на основе теоретического анализа.

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена  подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме  субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или  любопытством.

Тема изученная, но в ней  появились «белое пятно» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная.

Тема с достаточным  количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего проблема открывается с неожиданной  стороны.

Тема малоизученная, практически  не имеющая описания, для раскрытия  которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя  точки зрения из соседних областей исследования.

Логичность доказательства (рассуждения)

Работа представляет собой  бессистемное изложение того, что  известно автору по данной теме

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе либо упущены некоторые  важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст  ненужными подробностями, но в целом  логика есть.

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет  «лишней» информации, перегружающей  текст ненужными подробностями

Глубина исследования

Рассмотрение проблемы строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация.

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина  рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне, выводы имеют определенное значение.

Рассмотрение проблемы строится на глубоком содержательном уровне, делаются выводы, имеющие самостоятельное  научное значение.

Корректность эмпирического  исследования

Исследование построено  некорректно, методики не дают нужного  результата, гипотеза не доказана.

Исследование в целом  соответствует заявленной тематике, методики позволяют решить какие-то аспекты проблемы, частично доказать гипотезу.

Исследование построено  грамотно, в соответствии с целью, методики подобраны корректно, они  дают относительное решение проблемы, в основном доказать гипотезу.

Исследование построено  грамотно, на основе выводов теоретического анализа проблемы, методики подобраны  корректно, они позволяют убедительно  доказать гипотезу.

Корректность в использовании  литературных источников

В работе практически нет  ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами  могут противоречить друг другу  и использоваться не к месту

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых  случаях

Текст содержит наиболее необходимые  ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального  содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.).

Текст содержит все необходимые  ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального  содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей  точки зрения, обращаясь к авторитетному  источнику

Количество источников

1-2 научных источника, остальные – популярного уровня. Даже если они не указаны в списке, стиль текста свидетельствует о ненаучности информации.

Список имеет несколько  научных источников, но нет источников по некоторым важным аспектам рассматриваемой проблемы, или они представлены неполно.

Список охватывает основные источники по данной теме, доступные ученику, литература отражает основные аспекты рассматриваемой проблемы.

Список охватывает все  основные источники по данной теме, доступные ученику, отражающие современный научный взгляд на рассматриваемую проблему.

Оформление

Оформление носит абсолютно  случайный характер, обусловленный  собственной логикой автора.

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно  оформленный список литературы, корректно  сделанные ссылки и содержание (оглавление).


 

4) Научно-исследовательская работа – деятельность, направленная на создание новых и углубление существующих знаний о явлениях и процессах в технике, природе и обществе. Выделяют следующие виды научно-исследовательских работ:

  1. Фундаментальный или теоретический
  2. Поисковой
  3. Прикладной

 

5) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс  активного  отражения  социальным  субъектом  действительности,  а  не  её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми  (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы  (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа).

Научное познание имеет  своеобразную природу и признаки.  
 
1. Наука нацелена на получение объективного (достоверного) знания об объекте и предмете познания. Она стремится не допускать привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет реальность беспристрастного исследования.  
 
2. Научное познание является абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. С помощью анализа изучаемый объект мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства, функции и т.д.). Благодаря же синтезу из знаний об отдельных сторонах объекта складывается его целостный и объемный образ. Таким путем формируется конкретное и развернутое теоретическое знание об объекте.  
 
3. Научному познанию присущ также системный характер. Чувственно-наглядные образы подвергаются рациональной обработке (осмыслению), возникает систематизированное и концептуальное знание об объекте и его существенных свойствах. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира.  
 
4. Для науки характерно применение своих методов исследования. Они представляют собой правила и приемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания.  
 
5. Научное познание - это деятельность особого рода, требующая от исследователя соответствующих качеств и навыков. Ею занимаются специальные группы людей - ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид общественной деятельности, который осуществляется индивидами, а реализуется, в конечном счете, всегда коллективно, совместными усилиями многих исследователей.  
 
6. Научное познание нацелено на изучение не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что будет или может быть в будущем. Всякая серьезная наука всегда есть и футурология ("взгляд в будущее"), которая предвещает грядущие события и процессы, что особенно важно для общественной жизни. 

 

6) Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта. 

 

7) Измерение – важный метод. Наука разработала очень точный инструментарий измерений, который позволяет получать максимально точные характеристики изучаемых предметов и процессов. Необходимы также измерительные эталоны (СИ).

Эксперимент – «конек» современного естествознания. С помощью эксперимента удается повысить достоверность полученных знаний. Он позволяет многократно воспроизводить одни и те же взаимодействия и более четко фиксировать закономерности, обнаруживаемые в ходе этих взаимодействий. Но эксперимент, несмотря на свою эффективность, имеет свои пределы. Не все объекты удается подвергнуть эксперименту. С другой стороны, всегда есть вопрос о последствиях эксперимента, о финансовой стороне. Серьезные ограничения эксперимент имеет в социальной сфере, где он заключает в себе большую опасность.

Методы  теоретического познания (методы построения теорий) довольно многообразны в зависимости от предмета наук и определяются его спецификой.

Дедуктивно-аксиоматический  метод. Из набора аксиом дедуктивно выводится теория. Изменение какого - либо одного постулата в корне изменяет теорию.

Исторический  метод – описание исторического процесса возникновения, становления, развития какого - либо объекта – лежит в основе исторических наук.

Логический  метод – это тот же исторический, но очищенный, рафинированный. Он выявляет самое существенное, главное в каком - либо процессе.

Метод восхождения  от абстрактного к конкретному был сформулирован Марксом.

Общелогические методы и приемы исследования.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные часта.

Синтез – их объединение в единое целое.

Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности. Данные объекты – весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов, некоторые их предельные случаи, служащие средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

Индукция – движение мысли от единичного к общему.

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами, на основании чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает вероятностное знание.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте – модели, аналоге того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом должно быть известное подобие – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны –предметное (физическое) и знаковое, важная форма которого – математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем:

1) выявление зависимости  каждого элемента от его места  и функций в системе с учетом  того, что свойства целого несводимы  к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько  поведение системы обусловлено  как особенностями ее отдельных  элементов, так и свойствами  ее структуры;

3) исследование  механизма взаимодействия системы  и среды;

4) изучение характера  иерархичности, присущего данной  системе;

5) обеспечение всестороннего  многоаспектного описания системы;

6) рассмотрение  системы как динамичной, развивающейся  целостности.

8) В сфере науки выделяются эмпирические и теоретические знания. В первом случае воспроизводятся эмпирические отношения, во втором – внутренние связи, закономерности.[2]

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью  ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют  отношения, устанавливают эмпирические закономерности.[3] Эмпирическое познание отражает внешние, являющиеся свойствами предметов, связи. Оно использует методы наблюдения, экспериментирование, описания и выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях. В отличие от теоретического, эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики.[4]

Теоретическое же познание  отличается  от эмпирического тем, что проникает в сферу внутренних, существенных, его связей. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Она использует методы абстрагирования, идеализации и моделирования. Теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. Теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социальной активности

9) По признаку доступности выделяются знания индивидуальные (созданные и используемые конкретным человеком) и коллективные (групповые, организационные, межорганизационные), которые создаются и используются в коллективной деятельности определенной группы людей.

Наличие категории «уровень абстракции»  позволяет выделять знания конкретные, специализированные, которые дают представление  о конкретном предмете или явлении, способе действия в ситуации, и  общее, которые объясняют роль, место  и взаимосвязь объекта с другими  объектами.

Для практической деятельности наибольшую ценность представляют знания, которые  классифицируются как пропозициональные. Они включают в себя такие типы знаний, как декларативные (знания о  чем-то), процедурные (знание осуществления  процесса), каузальные, причинно-следственные (знание причин явлений), знания условий  и времени выполнения действия, знания отношений объекта действий с  другими объектами.

К пропозициональным относятся также такие типы знаний как активное и пассивное. Активные знания способствуют осуществлению конкретных действий, используются для понимания причин ситуации, принятия решений и их реализации. Пассивные знания хранится в системах, книгах, документах, базах данных и могут быть востребованы в случае необходимости.

10) Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются  как этапы развития мышления в  филогенезе и онтогенезе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"