Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование.

Содержание работы

1) Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности
2) Общие методы исследования
4) Научно-исследовательская работа
5) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
6) Под объектом исследования понимается то явление (процесс)
19) социологическое исследование

Файлы: 1 файл

oid.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании  трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление  на этапы) и уровня течения (осведомленности  или неосведомленности) - выделяют интуитивное  и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

11) Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает все жизненные задачи. Они характеризуют словесно-логическое мышление:  
1) Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль. 
2) Рассуждение – система логически связанных друг с другом суждений, последовательность которых приводит к выводу.

12) Ум (др.-греч. νοῦς) — это познавательные и аналитические способности человека.

Характеристика основных качеств ума: Широта мышления это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

13) Понятие "научный факт" значительно шире и многограннее чем понятие "факт", применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для  заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Наблюдательный факт - это утверждение, состоящее из двух частей. Описание факта - описание того, что можно  наблюдать при некоторых условиях и условия проведения наблюдения - описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в  первой части утверждения.

Научный факт включает в себя три компонента - лингвистический, перцептивный и материально-практический, каждый из которых в равной степени необходим для существования факта.

Методы установление научных фактов

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Эффективность процесса наблюдения зависит  от реализации ряда требований:

- преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной  задачи, под углом зрения которой  оно протекает;

- планомерность и систематичность,  то есть проведение наблюдения  непрерывно по заранее заданной  системе и плану;

- наблюдение требует тщательного  описания, точной фиксации замечаемых  фактов средствами естественного  и искусственного языков (схемы,  графики, диаграммы, рисунки);

- исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой  теоретической и практической  подготовкой в избранной области,  большим вниманием, тщательностью,  даже скрупулезностью в его  осуществлении.

Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может  повлиять позиция наблюдателя - как  пространственно-географическая, так  и социальная (например, интересы и  убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь  всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые  либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.

В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой  метод как сравнение.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).

Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).

Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:

- объект измерения;

- единица измерения (эталон);

- измерительные приборы;

- методы измерения:

- субъект измерения (наблюдатель).

Точность измерения зависит  от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных  приборов и т.д.

Измерение - метод количественного  анализа. С момента зарождения новоевропейской  науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».

Наблюдение, сравнение и измерение  используются в науке как сами по себе, так и в составе более  сложного и эффективного метода эмпирического  исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).

Эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.

Эксперимент является методом активного  эмпирического исследования. Под  активностью в данном случае понимается возможность вмешательства субъекта в ход исследуемого процесса или  явления. Активное вмешательство не означает, что экспериментатор самостоятельно творит свойства предметов, приписывает  их природе явлений. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными  или изобретенными исследователями. Они выявлены в экспериментальных  условиях, искусственно созданных самим  человеком в результате рекомбинаций природных объектов, что и позволяет  выявить скрытые, но объективные  свойства самой природы. В этом методе эмпирического уровня проявляется  особая творческая роль ученого в  отличие от пассивного созерцания в  наблюдении. Образно говоря, в ходе эксперимента вопросы природе задает исследователь, а ответы на них дает сама природа.

14) В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

-         методы эмпирического исследования;

-         методы теоретического познания;

-         общелогические методы и приемы исследования.

Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может  быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими  техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более  сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов  — расшифровка показаний приборов и т. п.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство  в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение  в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента, В его ходе изучаемый объект изолируется  от влияния побочных, затемняющих  его сущность обстоятельств и  представляется в «чистом виде».

Основные особенности  эксперимента: а) более активное (чем  при наблюдении) отношение к объекту  исследования, вплоть до его изменения  и преобразования; б) возможность  контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Виды (типы) экспериментов  весьма разнообразны. Так, по своим  функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру  объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной  науке получил мысленный эксперимент  — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными  объектами.

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или  различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество  и различия. Оно имеет смысл  только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов  в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического  метода. Его суть — выявление  общего и особенного в познании различных  ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или  эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

5. Измерение —  совокупность действий, выполняемых  при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными  идеями.

15) Аналитический  метод исследования — научный  метод решения проектных и  плановых задач, получивший   широкое   развитие в горном деле и состоящий в создании математических моделей производственных затрат по кругу исследуемых процессов и последующем анализе этих моделей на минимум  (максимум)  с целью выявления оптимальных значений качественных или количественных параметров   горного    предприятия. Математическая модель    может   быть строго детерминированной    и    математико-статистической. В настоящее время применяются  методы  математического    программирования и сетевого анализа. 

16) Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика объекта рассматривается как случайная величина, отражением закономерности распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.   

 Использование  экспертов как источников информации  основывается на гипотезе о наличии у специалистов конкретной области представлений о путях разрешения частных или глобальных проблем, априорных оценок значимости различных решений, интуитивных догадок об альтернативных и возможных вариантах развития.

Экспертные методы исследований, в первую очередь, используются для анализа, диагностики состояния, прогнозирования вариантов развития в следующих условиях:

- наличие объектов, развитие которых полностью или  частично не поддается предметному  описанию или математической  формализации;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"