Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".
Огромное значение имеют функции, статусы и социальные роли определенным образом образуя взаимодействие и своеобразную стыковку, благодаря которой предсказуемость, надежность поведения человека, делает его носителем культуры.
Рассмотренные понятия социального статуса и социальной роли, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования. В этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.
Исходя из вышесказанного, понимается важность и необходимость социологической статусно-ролевой теории, которая даёт определение и понятие социального статуса и социальной роли.
14. Роль и функции социологии в современном обществе
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении для воздействия на экономическое, политическое и правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь тоже не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения: взглядов людей, их ценностных ориентации, представлений о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, о растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем.
28. Девиантное поведение и виды девиации. Деликвентность.
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
16.Социальное как предметная сущность социологического исследования.
Необходимость социального как особого явления жизни общества заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса.
Общество – это организм, представляющий собой систему относительно самостоятельных элементов, каждый из которых реализует целостный жизненный процесс и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса по поводу его осуществления.
Сущность социального как феномена бытия заключается именно в том, что люди, их многообразные социальные группы и общности находятся в постоянном взаимодействии по поводу как сохранения своего социального положения в обществе, так и улучшения своего жизненного процесса.
Таким образом, общество обладает сложной функциональной и структурной организацией, в нем все субъекты находятся во взаимодействии друг с другом по поводу целостности и качественной определенности их образа жизни и социального положения в обществе. Это и выражает необходимость, специфику, определенность социального, его сущность и значимость в социологии.
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика к.-д.) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект.
17.Макро и микро уровни
Модель социальной реальности может быть представлена в виде двух континуумов: макро- и микроконтинуума и континуума объективно - субъективного.
Содержание и характер взаимодействий этих континуумов составляет динамическое качество социальной реальности.
Последовательный ряд от микро- к макроуровню социальной реальности предполагает наличие следующих звеньев:
индивидуальности, или действующие личности, их взаимодействие;
социальные группы, социальные институты и организации;
типы обществ;
типы цивилизаций.
Главная задача социологии при исследовании различных звеньев социальной реальности и их взаимодействия друг с другом состоит в том, чтобы выявлять и научно обосновывать механизмы перехода от индивидуального к социальному, от социального менее общего порядка к социальному более общего порядка и vice versa; определять степень соответствия или несоответствия, сбалансированности или дисбалансированности в поведении различных микро- и макросистем, выяснять мотивы и стимулы поведения этих систем, их эффективность.
Социологический подход в целях получения научных результатов всегда сопровождается исследованием внутреннего механизма социальной эволюции.
Внутренний механизм, вызывающий наблюдаемые статистические результаты изменений социальных систем, расположенных на микро- и макроконтинууме социальной
реальности,
не является причинным по
19.Теории среднего уровня и
отраслевая специализация
Социологическое познание включает два органически взаимосвязанных теоретических уровня - уровень общесоциологической теории и уровень специальных социологических теорий различной степени общности .
Частные социологические теории рассматривают социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне конкретных социальных институтов и социальных подсистем. Поэтому они являются теориями среднего уровня.
К
специальным (частным) социологическим
теориям относятся такие
Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования.
Социология политики - область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами.
Социология труда - область социологии, отраслевая социологическая дисциплина, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду; содержание и характер труда.
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.
Социология массовой коммуникации - область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.
Социология общественного мнения - отрасль социологии, предмет которой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.
20.Общество как система.
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество. При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются различные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид - это элементарная единица общество.
Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Общество - это совокупность людей,
осуществляющих совместную
Система - это определенным образом
упорядоченное множество элементов,
взаимосвязанных между собой
и образующих некоторое целостное
единство. Внутреннюю природу, содержательную
сторону всякой целостной
Самой большой системой
25.Социальное неравенство и
Социальное
неравенство — специфическая
форма социальной
В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюркгеймом в его работе "О разделении общественного труда". Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения.
Разные формы социальной дифференциации выделяет П. А. Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.
Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной.
Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:
I) Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств:
1) Неравенство на основе физических различий;
2) Сексуальное неравенство;
3) Неравенство по возрасту;
II) Неравенство
вследствие различий