Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

ГОСы.docx

— 78.62 Кб (Скачать файл)

Требования к концепции личности принципиально отличаются от требований психологического анализа: социологию интересует человек не в качестве уникального индивида, а в контексте общества, в качестве участника различных социальных групп и социальных взаимодействий. Иными словами, требуется некоторые «усреднение человека», сведение представления всего множества индивидов в качестве конечного набора некоторых атрибутов. 

С этой точки зрения, наиболее продуктивной в социологии оказалась ролевая теория личности, что может быть объяснено тем, что данная теория обеспечивает хорошую формализацию: абстрагирование от индивидуального c использованием теоретико-множественного подхода для описания социальных статусов и ролей.

В данной концепции, каждая личность может быть представлена в виде некоторого  подмножества статусов – достигаемых, предписанных, постоянных или эпизодических – конкретный выбор статусов определяется целями и задачами проводимого исследования. Например, один и тот же человек может представать в таких статусах как «женщина», «мать», «водитель»,  «работник легкой промышленности», «белый воротничок» и т.д. При этом каждому статусу соответсвует социальная роль – некоторая поведенческая модель носителя того или иного статуса, совокупность прав и обязанностей; разнообразие ролевого поведение определяется тем социальным институтом, к которому относится роль. Например, в армии разнообразие ролевого поведение существенно меньше, чем в учебном заведении.

По мере развития ролевой теории личности с 30-х гг. XX века до настоящего времени, основные дискуссионные моменты, как представляется,  связаны с классификацией ролей, оценкой факторов, которые влияют на ролевое поведение .Вместе с тем, существует определенное противоречие между наследственными задатками, условиями социализации и абсолютной свободой воли. Т.е. два индивида при одинаковых условиях социализации будут демонстрировать различное ролевое поведение (разумеется, в рамках того разнообразия, которое допускает социальный институт), в зависимости от своих наследственных задатков, что может быть существенным при проведении социальных исследований.

 

 

35.Основные концепции социализации  личности.

Как известно, человек — существо социальное, но ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в обществе — длительный и сложный процесс, включающий в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. В структуру социализации входят: со-циализант и социализатор, социализирующее воздействие. Социализант — индивид, подвергающийся социализации. Социализатор — окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека (агентуры и агенты).

Три основные концепции социальной роли по-разному интерпретируют отдельные аспекты ролевой теории.

1. Концепция  предписанных ролей делает акцент  на относительную четкость требований, предъявляемых к поведению в  соответствии с определенным  статусом, а главное внимание  уделяется способности личности  к вы-полнению этих предписаний и степени соответствия поведения требованиям.

2. Концепция  субъективных ролей ориентируется  на выявление ожиданий со стороны  личности, т.е. на то, как воспринимаются  и оцениваются в сознании индивида  экспектации.

3. Концепция  проигрываемых ролей сосредоточивает  внимание на проявлении экспектации и их восприятий в поведении человека.

 Эти  концепции взаимно дополняют  друг друга. В теории ролей  принято подразделять ожидания  на три типа.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности. Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение Я на основе постоянного сопоставления себя с др. личностями. Т.о. осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Социальный конфликт и его  типология.

Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентации могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.

Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т.д.

Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания — затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные. С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:

1.     Ложный конфликт — субъект  воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

2.     Потенциальный конфликт — существуют  реальные основания для возникновения  конфликта, но пока одна из  сторон или обе в силу тех  или иных причин (например, из-за  недостатка информации) еще не  осознали ситуацию как конфликтную;

3.     Истинный конфликт — реальное  столкновение между сторонами. В  свою очередь, истинный конфликт  можно разделить на следующие  подвиды:

- конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

- случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

- смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;

- неверно  приписанный конфликт — это  конфликт, в котором истинный  виновник, субъект конфликта, находится  за «кулисами» противоборства, а  в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в  преступлении, которое он не совершал.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

 

 

 

38.Социализация как процесс.

Социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше).

Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе.

Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Различают два типа социализации:

первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;

вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.

Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Социология семьи и брака.

Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания.

С точки зрения социологии, семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

Институт семьи представляет собой такую социальную среду, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.

Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

При рассмотрении семьи как социального института изучаются:

общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

образцы семейного поведения;

ролевые отношения в семье;

эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

социальный механизм изменения норм и ценностей.

При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:

условия формирования и этапы развития семьи;

динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;

распределение обязанностей в семье;

причины и мотивы разводов;

структура и функции семьи.

Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.

Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону.

Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве.

Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.

Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.

 

 

40.Предмет и задачи демографии.

 Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

 Демография  – наука, изучающая устойчивые  связи между явлениями изменения  численности и структуры данного  населения в зависимости от  данного типа общества и исторической  эпохи.

Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.

 Понятие Д непрерывно связано с понятием народонаселения. В широком смысле понимают совокупность людей, в узком – совокупность людей на данной территории.

 Население  в демографии – это совокупность  людей, самовоспроизводящаяся в  процессе смены поколений.

 Демографические  процессы – это процессы рождаемости, смертности и брачности как составные части воспроизводства населения.

Задачи демографии:

1. Изучение  тенденций и факторов демографических  процессов. Необходимо для разработки  мер государственной демографической  политики. Счёт времени в демографии  ведётся не по годам, а по  поколениям (25–30 лет).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"