Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Социология".
Требования к концепции личности принципиально отличаются от требований психологического анализа: социологию интересует человек не в качестве уникального индивида, а в контексте общества, в качестве участника различных социальных групп и социальных взаимодействий. Иными словами, требуется некоторые «усреднение человека», сведение представления всего множества индивидов в качестве конечного набора некоторых атрибутов.
С этой точки зрения, наиболее продуктивной в социологии оказалась ролевая теория личности, что может быть объяснено тем, что данная теория обеспечивает хорошую формализацию: абстрагирование от индивидуального c использованием теоретико-множественного подхода для описания социальных статусов и ролей.
В данной концепции, каждая личность может быть представлена в виде некоторого подмножества статусов – достигаемых, предписанных, постоянных или эпизодических – конкретный выбор статусов определяется целями и задачами проводимого исследования. Например, один и тот же человек может представать в таких статусах как «женщина», «мать», «водитель», «работник легкой промышленности», «белый воротничок» и т.д. При этом каждому статусу соответсвует социальная роль – некоторая поведенческая модель носителя того или иного статуса, совокупность прав и обязанностей; разнообразие ролевого поведение определяется тем социальным институтом, к которому относится роль. Например, в армии разнообразие ролевого поведение существенно меньше, чем в учебном заведении.
По мере развития ролевой теории личности с 30-х гг. XX века до настоящего времени, основные дискуссионные моменты, как представляется, связаны с классификацией ролей, оценкой факторов, которые влияют на ролевое поведение .Вместе с тем, существует определенное противоречие между наследственными задатками, условиями социализации и абсолютной свободой воли. Т.е. два индивида при одинаковых условиях социализации будут демонстрировать различное ролевое поведение (разумеется, в рамках того разнообразия, которое допускает социальный институт), в зависимости от своих наследственных задатков, что может быть существенным при проведении социальных исследований.
35.Основные концепции
Как известно, человек — существо социальное, но ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в обществе — длительный и сложный процесс, включающий в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. В структуру социализации входят: со-циализант и социализатор, социализирующее воздействие. Социализант — индивид, подвергающийся социализации. Социализатор — окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека (агентуры и агенты).
Три основные концепции социальной роли по-разному интерпретируют отдельные аспекты ролевой теории.
1. Концепция
предписанных ролей делает
2. Концепция
субъективных ролей
3. Концепция
проигрываемых ролей
Эти концепции взаимно дополняют друг друга. В теории ролей принято подразделять ожидания на три типа.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности. Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение Я на основе постоянного сопоставления себя с др. личностями. Т.о. осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.
36.Социальный конфликт и его типология.
Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентации могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.
Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т.д.
Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания — затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные. С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:
1.
Ложный конфликт — субъект
воспринимает ситуацию как
2.
Потенциальный конфликт —
3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
- случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
- смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
- неверно
приписанный конфликт — это
конфликт, в котором истинный
виновник, субъект конфликта, находится
за «кулисами» противоборства, а
в конфликте задействованы
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.
38.Социализация как процесс.
Социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации.
Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше).
Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе.
Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.
Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.
Различают два типа социализации:
первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.
Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.
Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.
39.Социология семьи и брака.
Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания.
С точки зрения социологии, семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.
Институт семьи представляет собой такую социальную среду, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.
Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
При рассмотрении семьи как социального института изучаются:
общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
образцы семейного поведения;
ролевые отношения в семье;
эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
социальный механизм изменения норм и ценностей.
При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:
условия формирования и этапы развития семьи;
динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;
распределение обязанностей в семье;
причины и мотивы разводов;
структура и функции семьи.
Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.
Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону.
Экономическая сторона – это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве.
Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.
Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.
40.Предмет и задачи
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демография
– наука, изучающая устойчивые
связи между явлениями
Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.
Понятие Д непрерывно связано с понятием народонаселения. В широком смысле понимают совокупность людей, в узком – совокупность людей на данной территории.
Население
в демографии – это
Демографические
процессы – это процессы
Задачи демографии:
1. Изучение
тенденций и факторов