Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

gek-sociology.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функ­ционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они нахо­дятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-поли­тическое устройство.

Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие "группа", но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин "группа" обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ.

Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет". Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин "категория". Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.

В «Энциклопедическом социологическом словаре» (М., 1995) указано, что социальная общность — это «отно­сительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или неко­торых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общнос­тью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совмест­ной жизнедеятельности людей, формы человеческого об­щежития». Также следует под­черкнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определен­ная целостность всех ее составляющих элементов, для кото­рой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и де­литься, например:

- по количеству людей это может быть как взаимодей­ствие двух людей (диада), так и многочисленное полити­ческое движение;

- по времени продолжительности существования — вре­менные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существую­щие столетиями (нации, классы);

- по плотности связи — как тесно сплоченные коллек­тивы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).

Социальная общность – это относительно устойчивые совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни.

Выд-ют общ: 1-статист-е (созд-ся для стат анализа), 2 реальн общ, 3- массовые (совок людей, выд-мые на основе поведен-х различий, кот зависят от ситуации), 4-гр общ-ти -принято разичать малые и больш соц гр.   соц гр м. рассм-ся как разновид-ть соц общ. НО: некот иссл-ли, наоборот рассм-ют соц общ как разновид-ть соц гр. Соц гр- объед-е людей, связанных общими отнош, кот регул-ся спец соц инс-ми, и имеющих общие нормы. Принадл-ть к гр предполагает, что чел обладает некот хар-ками, кот с т.з. гр явл-ся ценными и значимыми. Конкр личн принадлежит к больш числу гр. Соц гр-это посредник м/д отдельн чел и и об-вом. Чел нужд-ся в гр и зависит от нее. Люди выживают только сообща.    

Социальная группа, как указано в «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998), — это «совокуп­ность индивидов, объединенных любым общим призна­ком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, пси­хологическими и другими характеристиками» [52. С.58].

По мнению Г.С.Антипиной: «Социальная группа как элемент социальной структуры общества представляет собой совокупность людей, имеющих общий социальный при­знак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда»

 


15.  Молодёжь как специфическая социальная группа. Характеристика современной российской молодёжи.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий  возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.

1.          особая эмоциональная восприимчивость;

2.          стремление идти на риск;

3.          высокая степень мобильности;

4.          высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5.          стремление к мах проявлению сил;

6.          определённое критическое отношение к старому поколению;

7.          определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8.          ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9.          стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10.        стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом  к выполнению взрослых ролей.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Рос общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать  своим детям.

Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях. 

Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.

Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи  к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).

Для решения этих проблем разрабатываются программы «Молодёжь России».

 

 


Вопрос 16.

Этносы и этнические процессы. Современная ситуация в сфере межнациональных отношений в России.

Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, на­род и определяется как исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, об­ладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самопознание и т.д.)

Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства терри­тории и эконо­мической жизни, но в процессе дальней­шего развития мно­гие этносы утрачивают общ­ность территории. Признаки, выражающие систем­ные свойства уже существующего эт­носа и отделяющие его от дру­гого эт­носа, —это язык, народ­ное искусство, обычаи, тра­диции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.

Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человече­ская раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, свя­занные единством происхож­дения, которое проявляется в особом сочета­нии таких наследственных биологи­ческих признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.

Социальные исследователи считают, что нет такого фено­мена, как раса, основанная на объективных биологических раз­личиях. Они полагают, что раса формируется на со­циальной основе или на основе воображаемых биологи­ческих признаков, что отличает её от других групп.

Таким образом, раса представляет собой социальное поня­тие, форми­рующееся в ре­зультате того, что группе приписывают характерные биоло­гические признаки.

Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, на­родность, нация. К ним примыкают нацио­нальные (этнические) и этнографические группы.

Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.

Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.

В условиях рабовладельческого общества возникают народ­ности.

С разложением феодального строя и зарождением капита­лизма возни­кает новая форма общности людей — нация.

Этническое (национальное) самосознание — отражение соз­нания на­ции и другой этно­социальной общности в индивидуальном сознании их чле­нов, выражающее результат ус­воения послед­ними представлений об исто­риче­ском опыте, состоянии и пер­спективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нор­мах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимо­отношения между ними.

Корни на­ционализма и на­циональные чувства нахо­дятся на уровне “коллективного бессоз­натель­ного”. У той или иной этни­ческой группы за всю тысяче­летнюю историю накапливаются мифы, сим­волы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, на­родности. Они часто связанны с оскорблением или уни­жен­ием националь­ного достоинства. Сами по себе они могут вести, а мо­гут и не вести к этническим кон­фликтам. Всё дело в истори­ческой ситуации

После Октябрьской революции центр (Россия) как бы “встряхнул отс­талую ок­раину”, произошла мобилизация пери­ферии. Это результат официальной политики со­ветского ре­жима, считает Айзенштадт. Индуст­риализация перемалывала в прошлом слаборазвитые народы. В результате периферия оказалась до­вольно тесно связанной с центром, а наиболее активные её пред­ставители были допущены в элитные слои быстро растущей со­ветской бюрократии. Возникло противоречие между сравни­тельно высоким уров­нем развития элиты периферии и попыт­ками политическими средствами вогнать её в пассив­ное послу­шание. Так была заложена мина под здание СССР. Подобная перспектива, по мне­нию автора, грозит и самой России                     


17. Семья как социальный институт и социальная группа. Тенденции развития современной семьи.

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.

Семья рассматривается как соц. ин-т в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассм-ся как совок-ть норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, секс. поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д. Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак - это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"