Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и объект социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.
6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.
7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.
9.Основные психологические школы в социологии.
10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.
11. Типы обществ с позиции социологической науки.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.
13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.
14. Форма социального движения – революция.
15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.
16. Теории культурно-исторических типов общества.
17. Понятие социальной структуры общества.
18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.
19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.
20. Теория социальной стратификации.
21. Социальная общность и социальная группа.
22. Социальные связи и социальное взаимодействие.
23. Основные социальные институты и их функции.
24. Понятие социальной организации.
25. Понятие личности в социологии. Черты личности.
26. Социальный статус личности.
27. Социальные черты личности.
28. Социализация личности и ее формы.
29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.
30. Социальная активность личности, их формы.
31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.
32. Социальная сущность брака.
33. Социальная сущность и функции семьи
34. Исторические типы семьи.
35. Основные типы современной семьи.
36. Кризис семьи как социального института.
37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.
38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.
39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.
40. Понятие культуры, ее структура и содержание.
41. Основные элементы культуры.
42. Социальные функции культуры.
43. Формы культуры.
44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
45. Массовая культура, ее характерные черты.
46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.
47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.
48. Конфликт как социологическая категория.
49 Концепция социального конфликта.
50. Функции социальных конфликтов и их классификация.
51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.
52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.
53. Виды и формы девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации.
55. Социальная сущность общественной мысли.
56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.
58. Политическая система общества и ее структура.
59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.
60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.
61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.
62. Программа социологического исследования, ее структура.
63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.
64. Основные методы сбора социологической информации.
65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.
66. Метод наблюдения и его основные виды.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки
Сороковые годы 19 века − период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) − французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого − представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал "социальной физикой", а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» − главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» − теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии − теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия − метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей − позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.
Г. Спенсер основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.
В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя.
Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества − экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества − естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества − пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
· первобытнообщинный строй;
· рабовладельческий строй;
· феодальный строй;
· капиталистический строй;
· коммунистический строй.
Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно-политического строя.
Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.
Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.
Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов.
Георг Зиммель (1858-1918гг.) − яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» − предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы:
· конфликты,
· конкуренцию,
· подчинение и другое.
Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.
Макс Вебер (1864-1920гг.) − один из ярчайших ученых-социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель "понимающей социологии". М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.
Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.
Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия − явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.
Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.
М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в " теории бюрократии"− теории идеального управления.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии
Социология как наука возникла как реакция на некоторые новые тенденции в общественном развитии первой половины XIXв.
1. На первое место в жизни общества выдвигаются «социальные проблемы» (рабочий, национальный, женский и др. вопросы). Возникает острая потребность в осознании их места и роли в общественном развитии, появляется социальный заказ на дальнейшее развитие социального знания.
2. В контексте этой задачи обозначилась неудовлетворенность прежним, слишком абстрактным и оторванным от реальной жизни уровнем и характером социальных наук. Возникает так называемый позитивизм с требованием, чтобы социология стала похожей на естественные науки, т.е. превратилась в эмпирическую (опора на факты и опыт) и практическую дисциплину (должна приносить пользу, быть позитивной, положительной).
Французские мыслители А. Сен-Симон и О. Конт впервые поставили вопрос о создании отдельной и целостной «науки об обществе». О. Конт, Г. Спенсер как главные представители данного периода заложили основы и наметили основные тенденции развития научной социологии. Сама социология еще не была создана в этот период, но был предложен проект ее создания.
О. Конт (1798-1857). Секретарь Сен-Симона, а затем экзаменатор и репетитор Политехнической школы в Париже. Создатель социологии в современном смысле этого слова. Ввел в обиход термин «социология». Написал много трудов по социологии. Наиболее известен «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842). С точки зрения О. Конта, ни одна частная наука не может дать точного знания об обществе в целом, так как отдельные науки рассматривают социальные явления в их изолированности. Только социология, изучающая статику и динамику общества на основе собранных позитивных фактов, способна рассмотреть социальные явления в их взаимосвязи. Социология представляет собой «позитивный синтез» данных различных наук. Она основывается на законах биологии, однако имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга». Такая постановка вопроса была новаторской для своего времени, так как требовала изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных оснований или философского смысла истории.
О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма − одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Главное для него это позитивный метод, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте и историческом методе, в совокупности приводящий к выявлению законов развития общества. В борьбе против теологии и метафизики О. Конт утверждает, что наука познает не сущности, а феномены (отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»). Разные науки достигают такого «позитивного состояния» в разные периоды истории. Теперь пришло время социологии. Произошло это поздно, потому что социология − «сложная» наука, она требует развития и усвоения более «простых» наук (физики, химии, биологии и т.д.).
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов − условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия − это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.