Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и объект социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.
6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.
7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.
9.Основные психологические школы в социологии.
10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.
11. Типы обществ с позиции социологической науки.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.
13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.
14. Форма социального движения – революция.
15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.
16. Теории культурно-исторических типов общества.
17. Понятие социальной структуры общества.
18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.
19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.
20. Теория социальной стратификации.
21. Социальная общность и социальная группа.
22. Социальные связи и социальное взаимодействие.
23. Основные социальные институты и их функции.
24. Понятие социальной организации.
25. Понятие личности в социологии. Черты личности.
26. Социальный статус личности.
27. Социальные черты личности.
28. Социализация личности и ее формы.
29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.
30. Социальная активность личности, их формы.
31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.
32. Социальная сущность брака.
33. Социальная сущность и функции семьи
34. Исторические типы семьи.
35. Основные типы современной семьи.
36. Кризис семьи как социального института.
37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.
38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.
39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.
40. Понятие культуры, ее структура и содержание.
41. Основные элементы культуры.
42. Социальные функции культуры.
43. Формы культуры.
44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
45. Массовая культура, ее характерные черты.
46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.
47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.
48. Конфликт как социологическая категория.
49 Концепция социального конфликта.
50. Функции социальных конфликтов и их классификация.
51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.
52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.
53. Виды и формы девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации.
55. Социальная сущность общественной мысли.
56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.
58. Политическая система общества и ее структура.
59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.
60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.
61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.
62. Программа социологического исследования, ее структура.
63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.
64. Основные методы сбора социологической информации.
65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.
66. Метод наблюдения и его основные виды.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.
Центральное положение концепции З.Фрейда − найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.
Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.
7. Неофрейдизм
Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.
Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.
Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.
Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.
Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.
10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества:
· целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);
· устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);
· динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);
· открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);
· саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);
· пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:
а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);
б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;
в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.
11. Типы обществ с позиции социологической науки
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.
Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-
Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.
Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.
В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
Понятие "гражданское общество" − одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества -- экономической, политической, социальной, духовной. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.
Условия существования гражданского общества