Символический интеракционизм и этнометодология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:10, реферат

Описание работы

Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с реакциями животных).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Символический интеракционизм ……………………………….. 5
1.1. Создание основ теории «Я» …………………………………….. 6
1.1.1. Теория Чарльза Кули …………………………………….. 8
1.1.2. Теория Джорджа Мида ………………………………….. 10
1.2. Другие теории символического интеракционизма ………….. 14
Глава 2. Этнометодология Г. Гарфинкеля ……………………………….. 17
Заключение …………………………………………………………………. 22
Список литературы ………………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Коныжев Дмитрий.docx

— 47.18 Кб (Скачать файл)

Хотя этимология слова "этнометодология" и предполагает изучение подходов, применяемых социологами, этот термин обозначает в принципе все практические действия и описания, осуществляемые индивидами в обществе. В данном контексте этнометодология выступает  как поисковое исследование природы социальных действий и объяснений (как обыденных, так и профессиональных) социального процесса. Крайне важно в связи с этим, по Г., избежать подмены анализа практических теорий участников скрытыми предпосылками, понятиями и теориями наблюдателя. В противном случае социальный порядок "навязывается" ситуации извне, и главная проблема конструирования и поддержания участниками взаимодействия значимого массива представлений и действий становится "непроблемой". Рекомендуемый Г. подход требует рассматривать этот навязанный извне порядок как проблематичный.

Происходит это потому, что по сути толкования позитивистской социологии не выходят за рамки так  называемого здравого смысла, это  в реальности обыденные толкования, ибо в их основе лежит вера в  объективный характер социального  мира.

По мысли Г., обычно люди подходят к социальному миру с  чисто прагматической установкой. Реконструируются лишь те его аспекты, которые касаются практической деятельности индивидов. В итоге соответствующие процедуры  интерпретации носят характер предписаний  для достижения целей этой деятельности. В рамках данного подхода мир  интерпретирован верно, если индивид  способен достичь необходимого результата на основе знания о том, как действуют  вещи в этом мире. Таким образом, становятся допустимыми описание и  объяснение социального мира в контексте  любой произвольной практической цели. Социологи же позволяют членам общества (в том числе и самим себе) производить и сохранять социальный мир, который именно в силу этих процедур воспринимается и постигается как  мир объектов. Они, следовательно, так  же объективны или субъективны, как  и процедуры социологов, и реальность, порождаемая ими, не может, по Г., рассматриваться  более объективной или менее  объективной, чем реальность, порождаемая  социологами.

В целом же основные компоненты этнометодологии сводимы к правилам метода, доступным любому и используемым любым социальным деятелем в любом  практическом действии, в котором  он участвует. Основные принципы учения Г. не могут быть изъяты из контекста  профессиональной деятельности социологов - его последователей и объективированы  как таковые.

Подрывая три аксиоматичные  черты традиционных способов социологического объяснения (естественно-научный характер его рациональности, объективность  и обоснованность наличных обобщений), социология Г. потребовала немедленного коренного пересмотра эпистемологических и философских оснований социологического знания с целью как можно более  точного отражения и фиксации чрезвычайно тонкой, двойственной, виртуальной и конструктивной природы  социальных феноменов, составляющих его  предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они  сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а  не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.  Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.

"Смысл возникает и  располагается в пространстве  отношения между жестом данного  человеческого организма и последующим  поведением этого организма, возвещенным  другому человеческому организму  посредством этого жеста. Если  этот жест возвещает, таким  образом, другому организму последующее  поведение данного организма,  то он обладает смыслом." 

Спецификой этнометодологии  является особое восприятие объекта  и субъекта исследования. С точки  зрения Г.Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного  наблюдателя.

Этнометодология распалась  на ряд течений: анализ разговорной  речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).

Сторонники этнометодологии  подвергаются критике за преувеличенное внимание к проявлениям обыденного сознания и взаимодействия, малозначимым для социологии в целом, но прежде всего - за сведение всех форм социальной коммуникации к речевой и преуменьшение  роли социальных структур, институтов и статусов.

Этнометология продолжает линию  феноменологической социологии (Альфред  Шюц), схожие идеи по исследованию обыденного сознания и повседневного взаимодействия проводятся в теории символического интеракционизма Э.Гоффмана. В философии  этнометодологию часто упоминают  при обсуждении проблемы рациональности в обыденном сознании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. –М.: Канон,1995.–121 с.
  2. Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. – 292 с.
  3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб., 1996. – 286 с.
  4. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии.   М., 1995
  1. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 382 с.
  2. Социология: Учебник для вузов. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Символический интеракционизм и этнометодология