Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:10, реферат
Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с реакциями животных).
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Символический интеракционизм ……………………………….. 5
1.1. Создание основ теории «Я» …………………………………….. 6
1.1.1. Теория Чарльза Кули …………………………………….. 8
1.1.2. Теория Джорджа Мида ………………………………….. 10
1.2. Другие теории символического интеракционизма ………….. 14
Глава 2. Этнометодология Г. Гарфинкеля ……………………………….. 17
Заключение …………………………………………………………………. 22
Список литературы ………………………………………………………… 24
Хотя этимология слова "этнометодология"
и предполагает изучение подходов,
применяемых социологами, этот термин
обозначает в принципе все практические
действия и описания, осуществляемые
индивидами в обществе. В данном
контексте этнометодология
Происходит это потому, что по сути толкования позитивистской социологии не выходят за рамки так называемого здравого смысла, это в реальности обыденные толкования, ибо в их основе лежит вера в объективный характер социального мира.
По мысли Г., обычно люди
подходят к социальному миру с
чисто прагматической установкой. Реконструируются
лишь те его аспекты, которые касаются
практической деятельности индивидов.
В итоге соответствующие
В целом же основные компоненты
этнометодологии сводимы к
Подрывая три аксиоматичные
черты традиционных способов социологического
объяснения (естественно-научный характер
его рациональности, объективность
и обоснованность наличных обобщений),
социология Г. потребовала немедленного
коренного пересмотра эпистемологических
и философских оснований
Заключение
С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
"Смысл возникает и
располагается в пространстве
отношения между жестом
Спецификой этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г.Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя.
Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).
Сторонники этнометодологии подвергаются критике за преувеличенное внимание к проявлениям обыденного сознания и взаимодействия, малозначимым для социологии в целом, но прежде всего - за сведение всех форм социальной коммуникации к речевой и преуменьшение роли социальных структур, институтов и статусов.
Этнометология продолжает линию
феноменологической социологии (Альфред
Шюц), схожие идеи по исследованию обыденного
сознания и повседневного взаимодействия
проводятся в теории символического
интеракционизма Э.Гоффмана. В философии
этнометодологию часто
Список литературы
Информация о работе Символический интеракционизм и этнометодология