Сиротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:21, доклад

Описание работы

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

Файлы: 1 файл

сиротство.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Одна из важнейших  проблем России сегодня — проблема обездоленных детей. В Российской Федерации  проживает около 30 млн детей. Взрослые призваны создавать благоприятные  условия для их выживания и  развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

За последние сто лет Россия пережила три волны сиротства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и в начале XXI в. Если в 1945 г. в СССР было около 678 тыс. детей-сирот, на начало 2003 г. их насчитывалось 699,2 тыс., то на сегодня — 731 тыс.; Их количество от общей численности несовершеннолетних составляло в 2000 г. — 2,3%, в 2006 г. — 2,7%.

В настоящее время сиротство  приобрело опасную специфику, которая  выражается в том, что подавляющее  большинство современных сирот (около  90%):— это социальные сироты.

В последние годы органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации и г. Москвы принят ряд  законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и  преодоление сиротства: федеральный  законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", указы Президента "О проведении в Российской Федерации Года семьи", "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные  меры носят не только социально-экономический  характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — неоднородная социально-демографическая группа, имеющая специфические черты и включающая множество категорий, которые разнятся по социальному положению, степени а социализации, специфики ее проявления, личностным особенностям. В психолого-педагогическом плане дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются чрезвычайно сложной категорией. В связи с этим важным является разделение понятий, характеризующих полностью осиротевших детей и социальных сирот — детей-сирот при живых родителях.

Дети-сироты — дети до 18 лет, которые характеризуются тем, что они навсегда лишились своих родителей (умерли, погибли). Психологически дети не настроены на ожидание встречи, но у них могли сохраниться, как правило, позитивные воспоминания о жизни в родной семье, они чтят память о родных, нуждаются в педагогически направленном участии, в специфических — по содержанию и организационным формам — способах социально-психологической поддержки. Такие дети, особенно подростки, не всегда готовы к усыновлению. Для них, как показывает опыт и результаты исследований, детский дом действительно может стать родным домом, а при наличии близких родственников, которые выступают усыновителями или опекунами, они предпочитают жить у них.

Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Впервые понятие "социальное сиротство" обозначил в 1987 г. на Всероссийской учительской конференции А.А. Лиханов, заявивший о 400 тыс. российских детей-сирот, 95% которых являются "сиротами при живых родителях".

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства  Российского детского фонда, свидетельствуют  о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом  причин, среди которых основными  являются: сложное социально-экономическое  положение общества, все большее  его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство — проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости  она приобрела в Российской Федерации  угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

При определенных различиях и особенностях социальных сирот объединяет их то, что все они при живых родителях  фактически не имеют родной семьи, нормального  семейного образа жизни. Дети, лишенные попечения родителей, в большинстве своем становятся воспитанниками государственных образовательных учреждений закрытого типа для детей от младенческого возраста до 18 лет и, как правило, заложниками стрессовой ситуации, отрицательно влияющей на их здоровье и оставляющей глубокий след на судьбе каждого.

Сегодня в России существуют следующие  формы жизнеустройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

Помещение ребенка в государственное  учреждение: дом малютки, приют, детский  дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства ребенка, лишенного  родительского попечения. Ребенок  вновь обретает родителей и семью. При этом между усыновителями  и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. При усыновлении ребенок теряет социальный статус сироты. Усыновление может быть осуществлено только в отношении ребенка, имеющего установленный юридический статус. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью учитываются его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Опека и попечительство — форма  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для  защиты их прав и интересов. Опекун является официальным законным представителем несовершеннолетнего, ему делегируется весь спектр прав и обязанностей, которые есть у родителей. Опекун или попечитель назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Опека устанавливается над детьми, имеющими установленный юридический статус, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

При назначении опеки над несовершеннолетним учитывается отношение к ребенку  членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Ребенок, находящийся под опекой (попечительством), сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти — пенсий по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т. е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей, чей юридический статус установлен.

Патронатное воспитание является относительно новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство  не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Супруги выполняют роль опекунов. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Сегодня не вызывает сомнений приоритетность семейных форм жизнеустройства детей-сирот, создающих более благоприятные  условия для их социального и  личностного развития, хотя и здесь есть свои трудности, причинами которых является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс помещения ребенка в семью на воспитание, не-достаточная разработанность форм семейного воспитания, низкая мотивация потенциальных замещающих родителей на принятие ребенка в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители. Практика работы показывает, что в замещающие семьи, как правило, принимают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое количество подростков продолжает оставаться в государственных учреждениях. Однако существующая система сопровождения социально-личностного развития ребенка (сироты в условиях государственного учреждения) нуждается в совершенствовании.

Воспитание детей-сирот в условиях государственных учреждений, к сожалению, не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в более длительной изоляции он находится в учреждении, тем сильнее выражены деформации по всем направлениям психического развития. С каждым годом увеличивается количество детей-сирот с низким уровнем интеллектуального развития, недостаточностью эмоционально-волевой и мотивационной сфер, устойчивыми формами эгоцентричного и потребительского отношения к жизни, сложившимся девиантным поведением, которое сочетается с отклонениями как в психическом, так и в личностном развитии. В сиротском учреждении у ребенка формируются некоторые принципиально иные механизмы, отличные от семейных, позволяющие ему приспособиться к жизни в особых условиях. Однако необходимость постоянно приспособляться приводит к снижению активного отношения к жизни. У воспитанников сиротских учреждений не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, а следствием депривации потребности ребенка в родительской любви становится отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии устойчиво характеризует личность воспитанника сиротского учреждения.

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей  не развивается потребность в  познании, отсутствует интерес и  не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается  собственная активность ребенка  и его самоорганизация. Воспитанник  входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, под-росток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Приоритетными задачами учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, являются реабилитация и  повышение социальной компетентности детей. В 90-е гг. XX в. в интернатных  учреждениях была введена должность  социального педагога. Основными направлениями его деятельности в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: работа с воспитанниками интернатного учреждения, работа с выпускниками, работа с педагогическим коллективом и администрацией, работа с кровной либо замещающей семьей, посредническая деятельность.

Информация о работе Сиротство