Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:21, доклад
Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
Одна из важнейших проблем России сегодня — проблема обездоленных детей. В Российской Федерации проживает около 30 млн детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.
За последние сто лет Россия пережила три волны сиротства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и в начале XXI в. Если в 1945 г. в СССР было около 678 тыс. детей-сирот, на начало 2003 г. их насчитывалось 699,2 тыс., то на сегодня — 731 тыс.; Их количество от общей численности несовершеннолетних составляло в 2000 г. — 2,3%, в 2006 г. — 2,7%.
В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты.
В последние годы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и г. Москвы принят ряд законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и преодоление сиротства: федеральный законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", указы Президента "О проведении в Российской Федерации Года семьи", "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Следует отметить, что предпринятые
за последние годы законодательные
меры носят не только социально-экономический
характер, но и учитывают психолого-
Дети-сироты — дети до 18 лет, которые характеризуются тем, что они навсегда лишились своих родителей (умерли, погибли). Психологически дети не настроены на ожидание встречи, но у них могли сохраниться, как правило, позитивные воспоминания о жизни в родной семье, они чтят память о родных, нуждаются в педагогически направленном участии, в специфических — по содержанию и организационным формам — способах социально-психологической поддержки. Такие дети, особенно подростки, не всегда готовы к усыновлению. Для них, как показывает опыт и результаты исследований, детский дом действительно может стать родным домом, а при наличии близких родственников, которые выступают усыновителями или опекунами, они предпочитают жить у них.
Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Впервые понятие "социальное сиротство" обозначил в 1987 г. на Всероссийской учительской конференции А.А. Лиханов, заявивший о 400 тыс. российских детей-сирот, 95% которых являются "сиротами при живых родителях".
В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.
Исследования Института
Такое положение обусловлено рядом
причин, среди которых основными
являются: сложное социально-
Социальное сиротство —
При определенных различиях и особенностях
социальных сирот объединяет их то,
что все они при живых
Сегодня в России существуют следующие
формы жизнеустройства детей-
Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства ребенка, лишенного родительского попечения. Ребенок вновь обретает родителей и семью. При этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. При усыновлении ребенок теряет социальный статус сироты. Усыновление может быть осуществлено только в отношении ребенка, имеющего установленный юридический статус. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью учитываются его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опекун является официальным законным представителем несовершеннолетнего, ему делегируется весь спектр прав и обязанностей, которые есть у родителей. Опекун или попечитель назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Опека устанавливается над детьми, имеющими установленный юридический статус, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
При назначении опеки над несовершеннолетним
учитывается отношение к
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей, чей юридический статус установлен.
Патронатное воспитание является относительно новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Супруги выполняют роль опекунов. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.
Сегодня не вызывает сомнений приоритетность семейных форм жизнеустройства детей-сирот, создающих более благоприятные условия для их социального и личностного развития, хотя и здесь есть свои трудности, причинами которых является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс помещения ребенка в семью на воспитание, не-достаточная разработанность форм семейного воспитания, низкая мотивация потенциальных замещающих родителей на принятие ребенка в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители. Практика работы показывает, что в замещающие семьи, как правило, принимают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое количество подростков продолжает оставаться в государственных учреждениях. Однако существующая система сопровождения социально-личностного развития ребенка (сироты в условиях государственного учреждения) нуждается в совершенствовании.
Воспитание детей-сирот в
Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .
В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, под-росток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.
Приоритетными задачами учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются реабилитация и повышение социальной компетентности детей. В 90-е гг. XX в. в интернатных учреждениях была введена должность социального педагога. Основными направлениями его деятельности в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: работа с воспитанниками интернатного учреждения, работа с выпускниками, работа с педагогическим коллективом и администрацией, работа с кровной либо замещающей семьей, посредническая деятельность.