Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:21, доклад
Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
Работа социального
педагога с воспитанниками включает
в себя: правовое воспитание, работу
по социально-бытовому ориентированию,
социально-психологическое
Программы подготовки к самостоятельной жизни, реализуемые в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, в большей степени нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, но не формируют готовности к ответственному поведению, к выполнению обязанностей, неотделимых от прав. Это актуализирует задачи создания программ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни вне интернатного учреждения, с учетом основных проблем их личностного развития и социализации.
Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на обеспечение социальной защищенности выпускников интернатных учреждений. Социальная защищенность определяется наличием: законодательной базы, гарантирующей права и льготы выпускников; организационным и ресурсным обеспечением ее реализации; социально-психологической и образовательной готовностью самого выпускника к социальной самозащите. Эффективность последней определяется в первую очередь уровнем готовности к самостоятельной жизни, социальной компетентностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В постинтернатный период происходит резкая смена условий жизнедеятельности, появляется свобода выбора во всех отношениях и к ней выпускники интернатных учреждений, часто оказываются не готовы, что минимизирует эффективность законодательной базы по защите их прав и усилия специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. На решение данной проблемы и направлен патронаж выпускников: оказание помощи в трудоустройстве, контроль и помощь в учебной деятельности, оказание помощи в организации домашнего быта, ЖКХ, социально-психологическое сопровождение молодых семей, представление интересов выпускников в различных социальных институтах. Сопровождение процесса социализации выпускников интернатных учреждений осуществляют специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров.
Выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раньше, чем дети из семей, должны быть готовы к самостоятельной жизни, в первую очередь к трудовой деятельности. Несмотря на профориентационную работу, проводимую в учреждениях, первичное трудоустройство молодых людей и адаптация их на рабочем месте — это большая проблема, как для самих выпускников, так и для работодателей.
Трудности, связанные с первичным трудоустройством и закреплением на рабочем месте, являются составной частью общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
- отсутствие трудовой мотивации;
- отсутствие специализированных программ поддержки выпускников после выхода из учреждений;
- недостаточная ориентация в мире профессий и трудности в самоопределении;
- отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
- недостаточная компетенция
руководства предприятий и
- слабое взаимодействие учреждений, специалистов, занимающихся детьми-сиротами в период выпуска и в последующий период;
- отсутствие специальных
программ по социализации в
процессе обучения и
Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой
профилактики и преодоления
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной
системы сопровождения и
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое
обеспечение системы
Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.
Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.
Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.
В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.
Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.
Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. В 2007 г. лишено родительских прав 65 585 чел., а отобрано у них детей — 77 416. Для сравнения: в 2000 г. 42 917 чел. были лишены родительских прав, и у них было отобрано 53 073 ребенка.
Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи с тяжелой степенью неблагополучия, что существенно ограничивает возможности специалистов по оказанию помощи детям и родителям. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение. К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав. Так, например, в течение 2004 г. в России только 5,6% детей было возращено биологическим родителям, в том числе в связи с восстановлением в родительских правах. Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей, такая работа может быть более эффективной.
Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.
Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.
Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.