Сиротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:21, доклад

Описание работы

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

Файлы: 1 файл

сиротство.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Работа социального  педагога с воспитанниками включает в себя: правовое воспитание, работу по социально-бытовому ориентированию, социально-психологическое развитие, подготовку к семейной жизни, помощь в профессиональном самоопределении, формирование навыков позитивной жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Программы подготовки к  самостоятельной жизни, реализуемые  в учреждениях для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, в большей степени нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, но не формируют готовности к ответственному поведению, к выполнению обязанностей, неотделимых от прав. Это актуализирует задачи создания программ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни вне интернатного учреждения, с учетом основных проблем их личностного развития и социализации.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на обеспечение социальной защищенности выпускников интернатных учреждений. Социальная защищенность определяется наличием: законодательной базы, гарантирующей права и льготы выпускников; организационным и ресурсным обеспечением ее реализации; социально-психологической и образовательной готовностью самого выпускника к социальной самозащите. Эффективность последней определяется в первую очередь уровнем готовности к самостоятельной жизни, социальной компетентностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В постинтернатный период происходит резкая смена условий  жизнедеятельности, появляется свобода  выбора во всех отношениях и к ней  выпускники интернатных учреждений, часто оказываются не готовы, что  минимизирует эффективность законодательной базы по защите их прав и усилия специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. На решение данной проблемы и направлен патронаж выпускников: оказание помощи в трудоустройстве, контроль и помощь в учебной деятельности, оказание помощи в организации домашнего быта, ЖКХ, социально-психологическое сопровождение молодых семей, представление интересов выпускников в различных социальных институтах. Сопровождение процесса социализации выпускников интернатных учреждений осуществляют специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров.

Выпускники образовательных  учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раньше, чем дети из семей, должны быть готовы к самостоятельной жизни, в первую очередь к трудовой деятельности. Несмотря на профориентационную работу, проводимую в учреждениях, первичное трудоустройство молодых людей и адаптация их на рабочем месте — это большая проблема, как для самих выпускников, так и для работодателей.

Трудности, связанные  с первичным трудоустройством и  закреплением на рабочем месте, являются составной частью общих проблем  выпускников, к которым можно отнести:

         - отсутствие трудовой мотивации;

          - отсутствие специализированных программ поддержки выпускников после выхода из учреждений;

         - недостаточная ориентация в мире профессий и трудности в самоопределении;

- отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

- недостаточная компетенция  руководства предприятий и организаций,  куда приходят на работу выпускники;

- слабое взаимодействие  учреждений, специалистов, занимающихся  детьми-сиротами в период выпуска и в последующий период;

- отсутствие специальных  программ по социализации в  процессе обучения и первичного  трудоустройства.

 

Эффективность решения  проблемы социального сиротства  определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой  профилактики и преодоления социального  сиротства.

2. Укрепление института  семьи, формирование семейных  ценностей.

3. Организация инновационной  системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование  системы социальной интеграции  и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое  обеспечение системы профилактики  и преодоления социального сиротства.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства  ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено  рядом причин. В первую очередь  это кризис института семьи, который  проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными  и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление  работы в системе профилактики социального  сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.

Число таких семей  значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. В 2007 г. лишено родительских прав 65 585 чел., а отобрано у них детей — 77 416. Для сравнения: в 2000 г. 42 917 чел. были лишены родительских прав, и у них было отобрано 53 073 ребенка.

Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи  с тяжелой степенью неблагополучия, что существенно ограничивает возможности  специалистов по оказанию помощи детям  и родителям. Причиной сложившейся  ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение. К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав. Так, например, в течение 2004 г. в России только 5,6% детей было возращено биологическим родителям, в том числе в связи с восстановлением в родительских правах. Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей, такая работа может быть более эффективной.

Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.

Научно-методическое обеспечение  системы профилактики и преодоления  социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.


Информация о работе Сиротство