Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа
Целью работы является исследовать и проанализировать роль и деятельность негосударственных пенсионных фондов в системе финансирования социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
‒ выявить роль и место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения;
‒ проанализировать структуру и современное состояние негосударственного пенсионного обеспечения в РФ;
‒ исследовать деятельность государственного регулирования негосударственных пенсионных фондов;
‒ определить основные перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
Становление системы негосударственных пенсионных фондов, их роль и место на рынке финансовых институтов в России…………………………..7
Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов……...….15
Глава II. Система финансирования социального обеспечения
Развитие корпоративных пенсионных программ и схемы негосударственного пенсионного обеспечения………………………………....22
Роль негосударственных пенсионных фондов в системе социальной защиты населения…………………………………………………………………25
Источники финансирования социального обеспечения негосударственными фондами………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………….…………31
Список литературы……………………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
Глава II. Система финансирования социального обеспечения
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией в стране.
Становление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловило изменение социально-экономического положения в России. Это выразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение населения пенсией является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны и косвенно - все население. А для сегодняшней России проблема формирования достойных пенсий, как для нынешних, так и для будущих пенсионеров является одной из наиболее острых.
В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом социальной защиты и повышения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Опыт стран, которые уже более века развивают помимо государственного частное финансирование пенсий, показывает результаты, доказывающие необходимость внедрения накопительных принципов и в российской практике.
Построение эффективной социальной защиты будущих пенсионеров во многом должно зависеть не только от государства, но и от совместных усилий государства, бизнеса и самих граждан.
Одной из основных целей пенсионной реформы, проводимой с 2002 года в Российской Федерации, является повышение уровня жизни будущих пенсионеров.
С учетом прогнозов демографической ситуации, связанной с ростом в ближайшем будущем числа граждан пенсионного возраста, в настоящее время осуществляется переход от распределительной системы выплаты пенсий к накопительной. Это означает, что размер пенсии будет зависеть от суммы денежных средств, сформировавшейся за счет инвестирования страховых взносов, а не только от соотношения между трудоспособными гражданами и пенсионерами в тот или иной момент времени.
Основой накопительного механизма, по замыслу авторов пенсионной реформы, должны стать негосударственные пенсионные фонды.
В то же время, достижение целей пенсионной реформы, главным образом, связано с деятельностью негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования.
Более чем пятнадцатилетний опыт существования негосударственных пенсионных фондов в сложных экономических и политических условиях доказал их социальную значимость и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит также в активном вовлечении населения в сферу добровольного дополнительного пенсионного обеспечения и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы - повышению уровня жизни пенсионеров.
Одной из целей пенсионной реформы также выступает повышение общего уровня выплачиваемых пенсий.
Тем не менее, в силу своей социальной значимости вопрос реформирования пенсионного обеспечения является широко обсуждаемым и дискуссионным. Очевидна необходимость разработки комплексной системы совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов, как института, затрагивающего интересы граждан, работодателей и государства.
Учитывая стремление государства к улучшению уровня пенсионного обеспечения и надежды, которые оно связывает с развитием института негосударственных пенсионных фондов, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов как важного элемента социальной защиты населения и повышения качества жизни пенсионеров.
Целью работы является исследовать и проанализировать роль и деятельность негосударственных пенсионных фондов в системе финансирования социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
‒ выявить роль и место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения;
‒ проанализировать структуру и современное состояние негосударственного пенсионного обеспечения в РФ;
‒ исследовать деятельность государственного регулирования негосударственных пенсионных фондов;
‒ определить основные перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.
Объектом является система негосударственного пенсионного обеспечения России, ее место, роль и влияние на развитие пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Предметом является система негосударственного пенсионного обеспечения России, ее место, роль и влияние на развитие пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено1.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году.
Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.
Начиная с 1991 года Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций.
Следующим значимым этапом становления пенсионной системы Российской Федерации можно считать последнее десятилетие. В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации2, которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 15.12. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Перспективной выглядит следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая формируется после принятия в полном объёме президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, и федерального закона № 198 ФЗ от 31.12.2002 г. «О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного Пенсионного страхования"» от 31.12.2002 г.:
‒ обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
‒ обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;
‒ добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.
Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.3
Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 158 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.
Негосударственные пенсионные фонды, создание которых предусмотрено действующим законодательством, более того, действует с 1998 года специальный федеральный закон - о негосударственных пенсионных фондах - определены как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
‒ деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
‒ деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
‒ деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.
Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.
Информация о работе Система финансирования социального обеспечения