Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа
Целью работы является исследовать и проанализировать роль и деятельность негосударственных пенсионных фондов в системе финансирования социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
‒ выявить роль и место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения;
‒ проанализировать структуру и современное состояние негосударственного пенсионного обеспечения в РФ;
‒ исследовать деятельность государственного регулирования негосударственных пенсионных фондов;
‒ определить основные перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
Становление системы негосударственных пенсионных фондов, их роль и место на рынке финансовых институтов в России…………………………..7
Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов……...….15
Глава II. Система финансирования социального обеспечения
Развитие корпоративных пенсионных программ и схемы негосударственного пенсионного обеспечения………………………………....22
Роль негосударственных пенсионных фондов в системе социальной защиты населения…………………………………………………………………25
Источники финансирования социального обеспечения негосударственными фондами………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………….…………31
Список литературы……………………………………………………………..34
14. Рассматривают отчеты
15. Расторгают договоры с
16. Принимают меры, предусмотренные
законодательством Российской
17. Ведут в установленном порядке
бухгалтерский и налоговый
18. Ведут обособленный учет
19. Осуществляют актуарные
20. Производят назначение и
21. Производят назначение и
22. Производят назначение и
23. Осуществляют выплаты выкупных
сумм вкладчикам и (или) участникам
(их правопреемникам) или перевод
выкупных сумм в другой фонд,
перевод средств пенсионных
24. Принимают меры по обеспечению
полной и своевременной уплаты
вкладчиками пенсионных
25. Предоставляют информацию о
своей деятельности в порядке,
установленном уполномоченным
26. Осуществляют иные функции
для обеспечения уставной
НПФ является определенной формой некоммерческой организаций, осуществляющей соцобеспечение. Таким образом, основная задача НПФ состоит в негосударственном пенсионном обеспечении граждан РФ. Юридическим основанием для деятельности негосударственных фондов является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".
Для решения главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам.8
Глава II. Система финансирования социального обеспечения
Корпоративная пенсионная программа является инструментом долгосрочной кадровой политики, при этом способствует ротации кадров, позволяет держать в штате наиболее ценных сотрудников и стимулировать молодых сотрудников к карьерному росту в компании. Программа дает возможность повысить привлекательность социального пакета и обеспечивать «премирование» сотрудников, много лет проработавших на предприятии. Наконец, компании, внедрившие корпоративные пенсионные программы приобретают позитивный имидж социально-ориентированного предприятия, деятельность которого рассчитана на долгосрочную перспективу.9
В свою очередь, финансово-промышленной группе или крупному предприятию выгодно также иметь свой НПФ по целому ряду причин: возможность налогового планирования, реализация социальных программ; реинвестирование пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты; получение дополнительных активов через привлечение работников.
В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник). Пенсионная схема нужна для того, чтобы разработать:
- корректные условия и порядок внесения взносов и распределения полученного инвестиционного дохода;
- правила получения выкупных сумм;
- правила наследования средств, накопленных на индивидуальном пенсионном счете участника.
Помимо этого при реализации пенсионной схемы оговаривается предполагаемый уровень доходности, а также возможные пути формирования и расходования пенсионного резерва.
Пенсионные схемы могут быть двух видов:
- с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат);
- с установленными выплатами (заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).
В настоящее время наибольшее распространение в российской практике получили пенсионные схемы с установленными взносами, что предполагает определенную гибкость в отношении размера выплат. В странах же с более стабильной экономической ситуацией, напротив, наибольшей популярностью пользуются схемы с установленными выплатами.
Пенсионные накопления формируются как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) пенсионных счетах работников (ИПС).
На солидарные пенсионные счета отчисления производятся только работодателем в установленных процентах от фонда оплаты труда. Обычно размер отчислений составляет 12% от ФОТ, поскольку именно такой размер отчислений можно отнести на себестоимость в соответствии с налоговым законодательством в РФ. Из-за того, что взносы на солидарных пенсионных счетах не индивидуализированы, НПФ предлагает участнику различные виды пенсионных программ. Так, размер пенсии может рассчитываться в зависимости от тарифного разряда работника, а также зависеть от размера пенсионных накоплений, времени участия в программе или от пропорций взносов, которые были сделаны работодателем и самим работником за период участия в пенсионной программе.
Индивидуальные пенсионные счета предназначены для персональных взносов работников, а также для целевых взносов их работодателей. Как правило, взносы работника и работодателя производятся в равных пропорциях. Взносы, накопленные на индивидуальных счетах, могут наследоваться, а также выплачиваться работнику в виде выкупной суммы в случае досрочного выхода из программы.
Возможности максимизации пенсионного дохода в процессе участия в корпоративных пенсионных программах являются, безусловно, привлекательными моментами для работника. Особенно позитивную роль играет наличие сбережений на индивидуальных пенсионных счетах. Однако прежде чем начать пополнять пенсионный счет за счет собственных отчислений, работник должен получить определенные гарантии «безопасности». Прежде всего, это касается вопросов обеспечения сохранности пенсионных накоплений.
2.Роль негосударственных пенсионных фондов в системе социальной защиты населения
Организация обеспечения граждан в старости является одной из основных функций государства. В Российской Федерации социальные гарантии такого рода закреплены статьями 7 и 39 Конституции РФ. Все развитые страны в том или ином виде реализовали пенсионные системы, позволяющие нетрудоспособным гражданам обеспечивать жизненные потребности. При этом имеется в виду, что пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий, но и негосударственные формы организаций пенсионного обеспечения10. Роль государства в этой части пенсионной системы состоит в осуществлении комплекса мер, направленных на обеспечение надежности и экономической устойчивости таких организаций, поскольку невозможность исполнения ими принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.11
Кроме того, собираемость взносов в Пенсионный фонд России в связи с невысоким уровнем заработной платы наемных работников и иными причинами такова, что текущие пенсионные выплаты в отдельные периоды обеспечивалась с трудом, с многомесячными задержками. В настоящее время острота этой проблемы сгладилась, чему отчасти способствует современная демографическая ситуация в стране. Пенсионный фонд России даже накопил некоторые резервы. Однако использовать эти средства для увеличения размеров пенсий даже отдельным наименее обеспеченным категориям пенсионеров Пенсионный фонд России не имеет возможности. Как показывают результаты исследований, в том числе проведенных в Институте труда, в случае, если не будет проведено реформирование пенсионной системы, в среднесрочной перспективе в связи с ускорением процесса старения населения ее кризис вновь начнет обостряться и неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда России. Недостаточность средств Пенсионного фонда России приводит к тому, что размеры пенсий нивелируются, утрачивается их связь с продолжительностью трудового стажа граждан и размерами их предшествующих заработков. Все это вызывает настоятельную необходимость проведения пенсионной реформы в рамках реформирования всей системы социальной защиты. Потенциал существующей системы социальной защиты уже не соответствует объемам требуемых ресурсов и качеству необходимых услуг, а ее институциональная база нуждается в серьезной трансформации с позиции изменившегося общественного устройства»12.
3.Источники финансирования социального обеспечения негосударственными фондами
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей13.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.14
Информация о работе Система финансирования социального обеспечения