Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:40, реферат
Система государственных пособий Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан.
Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Однако действия со стороны государства, к сожалению, не могут полностью преодолеть кризис в социальной сфере, поскольку вплоть до недавнего времени эффективность подавляющего большинства социальных программ оставалась крайне низкой, а выделяемые из бюджета средства «распылялись» и не всегда доходили до своих адресатов.
В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.
Виды и классификация пособий
В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.
Существуют следующие виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления:
Пособие по временной нетрудоспособности:
Предоставление данного пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.
Пособия гражданам, имеющим детей:
а) пособие по беременности и родам;
б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
в) единовременное пособие при рождении ребенка;
г) ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
д) ежемесячное пособие на ребенка. Условия и порядок предоставления указанных пособий регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.).
Пособие по безработице. Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. и доп.).
Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения. Право граждан на выплату этих пособий установлено ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изм.). Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение пособий, утвержден постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. №885, а Порядок выплаты этих пособий определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1113.
Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей. Право медицинских работников на получение указанного пособия установлено Федеральным законом от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с последующими изм. и доп.).
Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом. Меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе и право на получение единовременных пособий в случае причинения вреда здоровью или смерти, в настоящее время установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а до его принятия вопросы социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, регулировались постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. №58.
Согласно указанному Закону в случае гибели при проведении контртеррористической операции лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие; в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, а в случае, если данное лицо получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие.
Социальное пособие на погребение. Выплата указанного единовременного пособия предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изм. и доп.). Оно выплачивается в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Законом.
Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иными нормативными актами, прежде всего – постановлениями Правительства РФ, письмами, постановлениями и приказами ФСС РФ.
Обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному на день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.
Законом от 27 мая 1998 г. (ст. 23) установлены следующие виды пособий:
1. Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
а) менее 10 лет – в размере пяти окладов денежного содержания;
б) от 10 до 15 лет – в размере 10 окладов денежного содержания;
в) от 15 до 20 лет – в размере 15 окладов денежного содержания;
г) 20 лет и более – в размере 20 окладов денежного содержания.
2. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие.
Пособия следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, «пособие»), но предусматривает их компенсационный характер.
В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).
Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по целевому назначению;
– пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
– пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
2) по продолжительности выплаты пособия:
– единовременные;
– периодические (ежемесячные);
3) по родам социального обеспечения, к которым относятся :
– пособия по обязательному социальному страхованию;
– пособия по государственной социальной помощи;
4) по источнику выплаты пособия:
– из социальных внебюджетных фондов;
– из федерального бюджета и т.д.
Методы определения размеров пособий
Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.
1) Определение размеров пособий исходя из твердей (базовой) суммы. Таким образом определяются как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.), единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.
В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременное пособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет-2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка до шестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 рублей в месяц, а с 1 января 2002 с размеры отдельных видов пособий были увеличены в 2,5–3 раза. Однако и при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.
2) Определение размера пособий исходя из прожиточного минимума. Для отдельных видов пособий закон прямо предусматривает определение их размера исходя из прожиточного минимума. Это пособия, которые предоставляются с целью обеспечить хоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка или иного дохода. Так, размер пособия по безработице может составлять 40% величины прожиточного минимума, начисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
3) Определение размера пособия исходит из заработка получателя пособия. Таким образом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% от среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по безработице для граждан, которые за последние 12 месяцев перед признанием их безработными отработали не менее 26 календарных недель работы на условиях полного рабочего времени, назначаемое в размере от 75 до 45% от заработка получателя пособия.
Понятие, характеристика и основания выдачи пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности является одним из важнейших видов социального обеспечения. Его предоставление регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. №508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. Указа Президента РФ от 31.07.2002 824) и рядом актов Минтруда России и ФСС РФ.
Право на пособие имеют лица, работающие по трудовому договору, а также граждане, которые в период своей деятельности подлежат обязательному государственному социальному страхованию. К их числу относятся адвокаты, члены кооперативов, фермеры, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и др. Пособие выплачивается также лицам, признанным в установленном порядке безработными.
Информация о работе Система государственных пособий в Российской Федерации