Система надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:24, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы. В Основном Законе Украины законодательно закреплены нормы по обеспечению верховенства права, охраны прав, свобод и законных интересов граждан в государственном управлении, всех сферах общественной жизни.
Поэтому в современных условиях развития нашего государства особенно актуальное значение приобретает осуществление государственного контроля и надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования.
Следует отметить, что выполнение государством своих обязанностей в сфере общеобязательного государственного социального страхования происходит путем осуществления государственного надзора, целью которого является контроль за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Цель работы: исследовать систему надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………..……….……3
1. Понятие, субъект и объект общеобязательного государственного социального страхования…………………………………………………………………………...………….4
2. Надзор в сфере общеобязательного государственного социального страхования…….....5
Вывод……………………………………………………….………………….………….…….10
Список использованной литературы…………………………………………………….……12

Файлы: 1 файл

СО Реферат.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

Государственный надзор в сфере страхования от несчастного случая осуществляют:

- Министерство труда и  социальной политики Украины  (далее Минтруда-главный орган  в системе органов государственного  надзора по осуществлению государственного  надзора за соблюдением Фондом  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний Украины  законодательства о страховании  от несчастного случая);

- Государственный комитет  Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору  (далее Госгорпромнадзор)

- Главное контрольно-ревизионное  управление Украины (далее ГлавКРУ);

- Соответствующие территориальные  органы, на которых может быть  возложено осуществление государственного  надзора в Автономной Республике  Крым и областях.

Минтруда проверяет вопросы  соблюдения установленного порядка  по:

- Управление страхованию  от несчастных случаев;

- Осуществление страхования  от несчастных случаев и проведения  регистрации страхователей;

- Расчета размера, сбора  и аккумулирования страховых  взносов страхователей, в том  числе относительно обоснованности  установления скидки к страховым  взносам (за низкий уровень  травматизма, профессиональной заболеваемости  и надлежащее состояние охраны  труда) или надбавки (за высокий  уровень травматизма, профессиональной  заболеваемости и ненадлежащее  состояние охраны труда ) страхователей;

- Осуществление застрахованным  и лицам, находящимся на их  иждивении, страховых выплат и  предоставления социальных услуг;

- Выполнение обязанностей, связанных с координацией страховой  деятельности.

Госгорпромнадзор  проверяет вопросы соблюдения установленного порядка:

- Проведение профилактических  мероприятий, направленных на  устранение вредных и опасных  производственных факторов, предупреждение  несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и  других случаев угрозы здоровью  застрахованных, вызванных условиями  труда;

- Финансирование Национальной, отраслевых и региональных программ  улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной  среды.

ГлавКРУ проверяет финансовую деятельность исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, а  именно:

- Перечисление, учет и  целевое использование страховых  средств, материальных ценностей,  их сохранения, состояние и достоверность  бухгалтерского учета и финансовой  отчетности;

- Размещение временно  свободных средств, в том числе  резерва средств Фонда;

- Использование и сохранение  государственного и коммунального  имущества, в том числе переданного  в пользование.

Отдельно хочу остановиться на спорном вопросе выполнения органами фондов социального страхования  на случай безработицы, по временной  потере трудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний требований Закона Украины  «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной  деятельности». 

Осуществив анализ содержания норм статей 13-18 указанного выше закона можно сделать вывод, что предметом  его регулирования является порядок  осуществления государственного надзора (контроля) по выявлению и предотвращению нарушения требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению  интересов общества относительно надлежащего  качества продукции, работ и услуг , приемлемого уровня опасности для  населения, окружающей среды и т.д..

Кроме этого, следует отметить, что фонды общеобязательного  государственного социального страхования  не относятся к указанным в  ст. 1 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" «уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти», которые осуществляют надзор или контроль по выявлению и предотвращению нарушения требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Согласно Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном  социальном страховании и базовых  законов в этой сфере фонды  социального страхования созданы  для управления отдельными видами социального  страхования, а также контроля за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, а также  использования страховых средств.

В перечень нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления  проверок субъектов хозяйствования (страхователей) органами фондов общеобязательного  государственного социального страхования  относительно уплаты и целевого использования  страховых средств, относятся: базовые  законы в сфере социального страхования, Закон Украины «О порядке погашения  обязательства" язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами », а также соответствующие  инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств  фондов социального страхования  и о порядке проведения ревизий  и проверок средств этих фондов.

Анализируя требования части  четвертой статьи 4 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной  деятельности", следует отметить, что все нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления проверок субъектов хозяйствования (страхователей) органами фондов общеобязательного государственного социального страхования, не относят фонды социального страхования в органы, осуществляющие государственный надзор (контроль), не определяют виды хозяйственной деятельности, являющиеся предметом государственного надзора (контроля), не наделяют их полномочиями по остановке производства или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и тому подобное.

Кроме того, согласно части  второй статьи 5 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной  деятельности" орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень  риска от осуществления хозяйственной  деятельности. С учетом значения принятого риска для жизнедеятельности все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: с высоким, средним и незначительным. Зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

В то же время, деятельность фондов социального страхования, не связана с оценкой вероятности  возникновения негативных последствий  от осуществления хозяйственной  деятельности и возможных потерь от них.

Соответствующие фонды социального  страхования не вмешиваются в  хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций или  физических лиц - предпринимателей. Как субъект властных полномочий с работодателями фонды социального страхования выступают лишь при проверке правильности начисления и своевременности перечисления в них страховых взносов.

Таким образом, определить в  сфере общеобязательного государственного социального страхования критерии, по которым оценивается степень  риска от осуществления хозяйственной  деятельности, не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Итак, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что система надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования в Украине сформирована на законодательном уровне и работает.

Однако, несмотря на то, что  введение с 1 января 2011 года единого  взноса и новой системы администрирования  сбора и учета взносов на общеобязательное государственное социальное страхование  не предусматривает изменения принципиальных основ системы общеобязательного  государственного социального страхования (средства социального страхования  остаются отделенными от средств  государственного бюджета, сохраняется  страховой принцип формирования финансовой системы социального  страхования и принцип паритетности представителей тех сторон, за счет которых формируются средства фондов социального страхования), социальное страхование как сфера общественных отношений, среди которых отношения по формированию источников финансирования социального обеспечения, управления социальным страхованием, предоставления материального обеспечения и социальных услуг по отдельным видам социального страхования, претерпевает определенные изменения.

Так, контрольная функция, которая реализуется с целью  проверки соблюдения действующего законодательства в сфере социального страхования  и согласование общественных, коллективных и частных интересов в государстве, должна претерпеть изменения в результате перегруппировки объектов контроля и перераспределения полномочий органов управления фондами социального  страхования. Контрольные функции этих фондов с 1 января 2011 делиться на контроль:

-           за движением денежных средств, полнотой и своевременностью уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (осуществляет Пенсионный фонд Украины, в котором сосредоточены функции регистрации плательщиков, сбора и учета взносов);

-           за деятельностью исполнительной дирекции и целевым использованием средств (осуществляют правление фондов по отдельным видам страхования и их Наблюдательные советы)

-           за выполнением уставных задач (осуществляют Наблюдательные советы фондов социального страхования).

Объединение функций регистрации, сбора и учета страховых взносов  и их концентрация в Пенсионном фонде  Украины обусловит передачу ему  полномочий правлений фондов и их исполнительных дирекций по реализации соответствующих функций. В этом случае фонды социального страхования в лице представителей сторон социального диалога, которые входят в состав правлений, должны иметь возможность осуществлять надзор и контроль за администрированием единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Этот вопрос может быть решен путем создания постоянного органа, в состав которого должны войти в равном количестве представители правлений всех фондов социального страхования. Другой важной задачей вновь постоянно действующего органа должно стать обеспечение согласованности интересов сторон социального диалога и представителей всех фондов социального страхования при решении вопросов, касающихся разработки:

-           предложений по размеру единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и пропорции его распределения между фондами социального страхования;

-           проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих отдельные виды деятельности фондов, в частности, регистрацию и учет плательщиков единого взноса, формирование единой информационной базы и правил обмена информацией из базы данных о плательщиках и застрахованных, суммы полученных и перечисленных на счета фондов средств, формы и сроки представления отчетности и проведения контрольных проверок плательщиков страховых взносов.

Очень важным, по моему мнению, должно стать наделение  этого органа правом:

-           предоставлять Пенсионному фонду Украины рекомендации в случае выявления им нарушений законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в части администрирования единого взноса;

-           установить срок для устранения Пенсионным фондом Украины выявленных нарушений;

-           обращаться в специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор по уплате единого взноса, если в течение определенного срока нарушения не были устранены;

-           ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Пенсионного фонда Украины.

Все указанные выше и другие полномочия должны быть обязательно  закреплены в Положении об этом органе, который должен утверждаться Кабинетом  Министров Украины по согласованию с правлениями всех фондов социального  страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности: Закон Украины от 5 апреля 2007 г. № 877 - V / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 2007. - № 29. - Ст.1.

2. Панова Е.А. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства в России: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: спец.12.00.06 - «Природоресурсное право; Аграрное право; Экологическое право» / Е.А. Панова. -М., 2009 - 28 с.

3. Студеникин М.С. Государственный контроль и применение административной ответственности как формы государственно регулирования экономическими процессами / М.С. Студеникин / / Административно-правовое регулирование экономических отношений. - М.: Юрист, 2001. - С. 41-44.

Информация о работе Система надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования