Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:24, реферат
Актуальность проблемы. В Основном Законе Украины законодательно закреплены нормы по обеспечению верховенства права, охраны прав, свобод и законных интересов граждан в государственном управлении, всех сферах общественной жизни.
Поэтому в современных условиях развития нашего государства особенно актуальное значение приобретает осуществление государственного контроля и надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования.
Следует отметить, что выполнение государством своих обязанностей в сфере общеобязательного государственного социального страхования происходит путем осуществления государственного надзора, целью которого является контроль за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Цель работы: исследовать систему надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования.
Ведение……………………………………………………………………………..……….……3
1. Понятие, субъект и объект общеобязательного государственного социального страхования…………………………………………………………………………...………….4
2. Надзор в сфере общеобязательного государственного социального страхования…….....5
Вывод……………………………………………………….………………….………….…….10
Список использованной литературы…………………………………………………….……12
Государственный надзор в сфере страхования от несчастного случая осуществляют:
- Министерство труда и
социальной политики Украины
(далее Минтруда-главный орган
в системе органов
- Государственный комитет
Украины по промышленной
- Главное контрольно-
- Соответствующие
Минтруда проверяет вопросы соблюдения установленного порядка по:
- Управление страхованию от несчастных случаев;
- Осуществление страхования
от несчастных случаев и
- Расчета размера, сбора
и аккумулирования страховых
взносов страхователей, в том
числе относительно
- Осуществление застрахованным
и лицам, находящимся на их
иждивении, страховых выплат и
предоставления социальных
- Выполнение обязанностей,
связанных с координацией
Госгорпромнадзор проверяет вопросы соблюдения установленного порядка:
- Проведение профилактических
мероприятий, направленных на
устранение вредных и опасных
производственных факторов, предупреждение
несчастных случаев на
- Финансирование Национальной,
отраслевых и региональных
ГлавКРУ проверяет финансовую деятельность исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, а именно:
- Перечисление, учет и
целевое использование
- Размещение временно
свободных средств, в том
- Использование и сохранение
государственного и
Отдельно хочу остановиться на спорном вопросе выполнения органами фондов социального страхования на случай безработицы, по временной потере трудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Осуществив анализ содержания норм статей 13-18 указанного выше закона можно сделать вывод, что предметом его регулирования является порядок осуществления государственного надзора (контроля) по выявлению и предотвращению нарушения требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества относительно надлежащего качества продукции, работ и услуг , приемлемого уровня опасности для населения, окружающей среды и т.д..
Кроме этого, следует отметить, что фонды общеобязательного государственного социального страхования не относятся к указанным в ст. 1 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" «уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти», которые осуществляют надзор или контроль по выявлению и предотвращению нарушения требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.
Согласно Основам
В перечень нормативных актов,
регламентирующих порядок осуществления
проверок субъектов хозяйствования
(страхователей) органами фондов общеобязательного
государственного социального страхования
относительно уплаты и целевого использования
страховых средств, относятся: базовые
законы в сфере социального
Анализируя требования части четвертой статьи 4 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", следует отметить, что все нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления проверок субъектов хозяйствования (страхователей) органами фондов общеобязательного государственного социального страхования, не относят фонды социального страхования в органы, осуществляющие государственный надзор (контроль), не определяют виды хозяйственной деятельности, являющиеся предметом государственного надзора (контроля), не наделяют их полномочиями по остановке производства или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и тому подобное.
Кроме того, согласно части второй статьи 5 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. С учетом значения принятого риска для жизнедеятельности все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: с высоким, средним и незначительным. Зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).
В то же время, деятельность фондов социального страхования, не связана с оценкой вероятности возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности и возможных потерь от них.
Соответствующие фонды социального страхования не вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций или физических лиц - предпринимателей. Как субъект властных полномочий с работодателями фонды социального страхования выступают лишь при проверке правильности начисления и своевременности перечисления в них страховых взносов.
Таким образом, определить в
сфере общеобязательного
Вывод
Итак, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что система надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования в Украине сформирована на законодательном уровне и работает.
Однако, несмотря на то, что
введение с 1 января 2011 года единого
взноса и новой системы
Так, контрольная функция,
которая реализуется с целью
проверки соблюдения действующего законодательства
в сфере социального
- за движением денежных средств, полнотой и своевременностью уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (осуществляет Пенсионный фонд Украины, в котором сосредоточены функции регистрации плательщиков, сбора и учета взносов);
- за деятельностью исполнительной дирекции и целевым использованием средств (осуществляют правление фондов по отдельным видам страхования и их Наблюдательные советы)
- за выполнением уставных задач (осуществляют Наблюдательные советы фондов социального страхования).
Объединение функций регистрации,
сбора и учета страховых
- предложений по размеру единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и пропорции его распределения между фондами социального страхования;
- проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих отдельные виды деятельности фондов, в частности, регистрацию и учет плательщиков единого взноса, формирование единой информационной базы и правил обмена информацией из базы данных о плательщиках и застрахованных, суммы полученных и перечисленных на счета фондов средств, формы и сроки представления отчетности и проведения контрольных проверок плательщиков страховых взносов.
Очень важным, по моему мнению, должно стать наделение этого органа правом:
- предоставлять Пенсионному фонду Украины рекомендации в случае выявления им нарушений законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в части администрирования единого взноса;
- установить срок для устранения Пенсионным фондом Украины выявленных нарушений;
- обращаться в специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор по уплате единого взноса, если в течение определенного срока нарушения не были устранены;
- ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Пенсионного фонда Украины.
Все указанные выше и другие полномочия должны быть обязательно закреплены в Положении об этом органе, который должен утверждаться Кабинетом Министров Украины по согласованию с правлениями всех фондов социального страхования.
Список использованной литературы
1. Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности: Закон Украины от 5 апреля 2007 г. № 877 - V / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 2007. - № 29. - Ст.1.
2. Панова Е.А. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства в России: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: спец.12.00.06 - «Природоресурсное право; Аграрное право; Экологическое право» / Е.А. Панова. -М., 2009 - 28 с.
3. Студеникин М.С. Государственный контроль и применение административной ответственности как формы государственно регулирования экономическими процессами / М.С. Студеникин / / Административно-правовое регулирование экономических отношений. - М.: Юрист, 2001. - С. 41-44.