Система социального партнерства в РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:07, реферат

Описание работы

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров. По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. История социального партнерства и его определение …………………...4
3. Становление социального партнерства в РФ…………………………….. 6
4. Система социального партнерства в РТ …………………………………...9
5. Заключение …………………………………………………………………12
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 29.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
    1.  Введение……………………………………………………………………..3 
    2. История социального партнерства и его определение …………………...4 
    3. Становление социального партнерства в РФ…………………………….. 6 
    4. Система социального партнерства в РТ …………………………………...9 
    5. Заключение …………………………………………………………………12 
   6.  Список используемой литературы ………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров. По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.

    Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения и т. п. , позволяют перейти к реализации принципа“социального участия”, суть которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.

    Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе.

    Цель моего реферата: показать значение социального партнерства в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России и Республике Татарстан.

     Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи: - проследить историю развития социального партнерства; 
 рассмотреть подходы к определению социального партнерства;выявить особенности становления социального партнерства в РФ; определить характерные черты системы социального партнерства в РТ. С тех пор, как система социального партнерства в нашей стране стала последовательно и целенаправленно формироваться, проблемы его развития широко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и публикации. Я в своей работе в основном использовала также статьи представителей профсоюзов и государственных органов. 
 
    История социального партнерства и его определение

Социальное партнерство  –сравнительно молодо. Как эффективное средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.

Сам термин появился после первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ–противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса. “Отцы” этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию “гармонизации отношений”Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути развития.

Еще в прошлом  веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы избежать забастовок и не снижать массу  прибыли шел на договоренность с  рабочими и создание привилегий части  из них. Это привело к появлению“рабочей аристократии”. Главная причина снижения радикализма –качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс. На активизацию разработок теории и практики социального партнерства оказала влияние победа Октябрьская революция. “Остальной мир”, чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации–профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация–это внешний фактор. Главный фактором возникновения социального партнерства является внутренний, отражающий реальные изменения в сфере производства. На Западе этим фактором стала НТР. В результате общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса. Появилась необходимость в гуманизации отношений между ними, в социальном диалоге. 
 
    Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. “Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом” [1 Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань: Медицина, 2000 – С 4. 2 Социальное партнерство – М. : Издательство “Экономика”, 1999 – С 193. ] , - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев.

Хотя социальное партнерство основано на поиске и  нахождении оптимального для интересов  сторон их баланса и соотношения– объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо. Интегративный. В Проекте “Концепции становления и развития социального партнерства в РФ” социальное партнерство определяют как “способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Но интегрировать  интересы в один коллективный интерес  сложно, более того невозможно.

Сторонники этого  подхода утверждают, что социальное партнерство –это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Я считаю, что третий подход наиболее точно раскрывает понятие  социального партнерства.

“Социальное партнерство  –специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется следующими чертами:

Это отношения между  субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально  различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются  не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может  обеспечить себе стабильное получение  соответствующей прибыли, а наемный  работник– достойное образование. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие. ” [] Социальное партнерство –это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное. 
 
    Становление социального партнерства в РФ

В России кризисные  явления обострили социально-трудовые отношения, привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали  перерастать в забастовки. Это  делает необходимым поиск путей  урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному  партнерству можно рассматривать  двояко: социальное партнерство– это условие и компонент развития рыночных отношений. Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.

Последовательно и  целенаправленно система социального  партнерства в России начала формироваться  в 1992 году.

Основные принципы социального партнерства и механизмы  его реализации определены Законом  РФ“О коллективных договорах и соглашениях”, федеральными законами: “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”, рядом других законодательных актов. Организационная структура социального партнерства в стране далека от целостного вида. Возведена лишь“крыша” –Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она“призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей” [3 Социальное партнерство – М. : Издательство “Экономика”, 1999 – С 169. ]. РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Генеральное соглашение – правовой акт, “устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей, Правительством РФ. ” [4 Социальное партнерство –  М. : Издательство “Экономика”, 1999 – С 51. ]

На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения–правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Важное место  в системе социального партнерства  отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения  органов исполнительной власти субъектов  РФ. 
 
    Особенности системы социального партнерства в РФ:

размытость субъектов  социального партнерства. Нет сформировавшегося  класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям  и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится  в стадии формирования;

отсутствие должной  правовой базы. Принятые законы “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “О коллективных договорах и соглашениях”, Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры  переговоров между работниками  и наемными работниками, но в них  не предусматривается ответственность  сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы–санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г. , по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные–либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;

сужается материальная база социального партнерства. Следует  активизировать усилия государственной  власти, деловых кругов, благотворительных  фондов и т. д; рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;

преобладание государственной  собственности приводит к тому, что  любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;

в России не было, да и не могло быть теоретической  и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического  обеспечения реформ.

Говоря о современном  состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения  работодателей В. Колмогоров подчеркнул: “Трехсторонняя комиссия –иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы” [5 Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. – 1999. - Вып. 11. – С72. ] . Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина–невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

Мнение же правительственной  стороны о состоянии социального  партнерства сводится к тому, что  главная причина невыполнения соглашений–отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются. 
 
    Система социального партнерства в РТ

Правовой основой  системы социального партнерства  являются международные нормы, Конституции  РТ и РФ, законы и нормативно-правовые акты РФ и РТ. Ст. 12 Конституции РТ гласит: “экономические отношения  строятся на социальном партнерстве  между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем”. В Конституции  РТ права профсоюзов зафиксированы  более детально, чем в Конституции  РФ.

Информация о работе Система социального партнерства в РТ