Однако, как показывает практика, перемена
места жительства всегда сопряжена со
значительными материальными и моральными
издержками, поэтому рассчитывать на успех
в борьбе с безработицей через переселение
людей в другие районы не приходится. Организованный
же набор рабочей силы позволяет решать
вопросы трудоустройства с меньшими издержками
для человека и большим эффектом для экономики
(например, вахтовый метод работы в районах
Дальнего Севера или в районах, пораженных
аварией на ЧАЭС).
д) Регулирование международных потоков
рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные
соглашения, регулирующие передвижение
рабочей силы между государствами. В свою
очередь каждая из стран, исходя из собственной
экономической ситуации, формирует внутреннее
законодательство, поощряющее или ограничивающее
приток иммигрантов в страну. В международной
практике всегда поощряется приток в страну
видных ученых и специалистов уникальных
процессов.
е) Регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы
рождаемости и смертности, и в случае проявления
негативных тенденций принимать меры
по их регулированию. Рабочая сила, как
известно, это совокупность физических
и умственных способностей человека, поэтому
качество рабочей силы и ситуация на рынке
рабочей силы зависят не только от самого
человека, но и от той политики, которую
проводит государство в области демографических
процессов.3
Важнейшим показателем – индикатором
социально-демографической безопасности
выступает уровень безработицы. Возникновение
безработицы в России связано с развитием
рыночных отношений и, прежде всего, рынка
труда. В качестве основной предпосылки
безработицы выступают спад производства
и структурные преобразования в экономике.
Масштабы безработицы оцениваются по
ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость и активный
поиск работы независимо от факта регистрации
(по методологии МОТ); отсутствие работы,
независимо от наличия официального статуса
занятости (в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный
характер носит та или иная проблема занятости,
тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку
решение вопроса о росте числа безработных
в связи с экономическим кризисом в российской
экономике является приоритетным, именно
меры по его преодолению должны учитываться
при разработке концепции регулирования
экономических отношений занятости. Эта
концепция должна включать:
- макроэкономическое регулирование,
создающее общую среду, содействующую
эффективной занятости (инвестиционная,
структурная политика, разгосударствление
и приватизация, создание благоприятных
условий для малого бизнеса) и улучшению
качественных характеристик человеческого
капитала;
- государственную политику занятости,
воздействующую на формы, структуру,
уровень занятости и безработицы
административными, правовыми, финансово
– кредитными методами;
- регулирование занятости на
предприятиях за счет активизации
действий кадровых служб предприятий
в направление создания внутренних
рынков труда, их сотрудничества
с региональными центрами занятости;
- регулирование отношений занятости
с помощью общественных организаций
субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями регулирования
занятости должны быть повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание экономических условий для развития
и преодоления стагнации производственным
сектором экономики, совершенствование
экономических отношений занятости. Для
этого необходимо гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие отрасли
и виды занятости, создавать новые рабочие
места. Эффективному проведению подобных
мероприятий будет способствовать активное
взаимодействие работников отделов кадров
предприятий и региональных центров занятости
населения.
Забота государства в условиях кризиса
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.4
Заключение
По новой модели социальное страхование
выходит из непосредственного подчинения
государству и действует на принципах
самоуправления, что естественно, не освобождает
государство от определенной ответственности
за деятельность системы. Принцип самоорганизации
социального страхования, который позволяет
наиболее оптимально согласовать интересы
всех действующих лиц, способствует большей
открытости данной системы, а значит, и
ее совершенствованию.
Для реализации принципа
самоуправления и самоорганизации государству
необходимо ликвидировать законодательную
разноголосицу, устранить возможность
ее возникновения, для чего необходимо
разработать Основы законодательства
как некоторый рамочный закон о социальном
страховании в РФ, который позволит осуществить
взаимную увязку различных его видов и
послужит для них правовой базой, в том
числе и для тех, которые обладают «самостоятельными
фондами, не входящими в состав федерального
бюджета или местные бюджеты»[50]. Помимо принципов социального страхования
закон должен содержать классификацию
видов социального обеспечения и обслуживания,
«увязав их с размерами соответствующих
фондов и гарантированными нормами пособий,
предоставляемых гражданам»[51], поскольку по данным проблемам до сих
пор ведутся дискуссии.
Таким образом, государственная
политика в области социального страхования
заключается в следующем:
1. государство создает правовую основу
функционирования системы, взаимоотношений
субъектов социального страхования;
2. государство занимается
внедрением нововведений, в том числе
экономически выгодным инвестированием
фонда, (частичной капитализацией) некоторой
доли средств пенсионного страхования
и введением персонального учета обязательных
страховых взносов;
3. при том, что право распоряжаться
фондами переходит к страховым организациям,
контроль за их деятельностью со стороны
государства, в том числе правительства
и парламента, сохраняется;
4. государством должны быть
разработаны действенные механизмы защиты
средств страхования от инфляции;
5. решение спорных вопросов
в области социального страхования между
его основными субъектами может рассматриваться
социальными судами. Создание таких судов
относится к компетенции государства.
Список использованной литературы
1.
«Экономика и социология труда»,
Адамчук В.В., Москва: ЮНИТИ, 2008.
2.
«От обслуживания безработицы - к
активной государственной политике
занятости», Антосенков Е.Г., ЭКО,1992.
3.
«Макроэкономика: Торговая политика.
Инфляция и безработица. Социальная
политика», Вечканов В.С., Питер,2007.
4.
«Экономика и социология труда»
, Завельский М.Г.,Логос,2008.
5.
«Современная экономика», Корчагин
Ю.А., Феникс,2008.
6.
«Экономика труда», Рощин С.Ю., ИНРА-М,
2007.
7.
«Экономическая теория. Курс лекций»,
Чепурин М.Н., Киров,2001.
8.
«Рынок труда», Одегов Ю.Г., Альфа-Пресса,2007.
9.
http://www.vestifinance.ru/ - информация и новости
российской и мировой экономики.
1 «От обслуживания
безработицы - к активной государственной
политике занятости», Антосенков Е.Г.,
ЭКО,1992.
2 «Экономика
и социология труда», Адамчук В.В., Москва:
ЮНИТИ, 2008.
3 «Макроэкономика:
Торговая политика. Инфляция и безработица.
Социальная политика», Вечканов В.С., Питер,2007.
4 «Экономика
и социология труда» , Завельский М.Г.,Логос,2008.