Система социологических понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение системы социологических понятий.
Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
охарактеризовать человека как продукт биологической, социальной и культурной эволюций;
изучить социальные группы и рассмотреть социальные роли, нормы и ценности в социологии
дать понятия «общество» и стратификация, охарактеризовать социальную структуру и социальные институты в социологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………..3
1 ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………….4
1.1 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюций...4
1.2 Социальные группы и социальные отношения………………………………8
1.3 Социальные роли, нормы и ценности…………………………………………11
2 ОБЩЕСТВО………………………………………………………………………14
2.1 Определение понятия «общество»………………………………………….…14
2.2 Социальная структура и стратификация…………………………………...…17
2.3 Социальная мобильность………………………………………………………19
2.4 Социальные институты и процесс институализации………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

(Социология К.Р.) Система социологических понятий.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее общий подход к изучению неравенства - концепция  стратификации. Страта - от латин. "Stratum"- пласт (букв. - "одеяло") - совокупность людей, имеющих некоторые схожие признаки, по которым они различаются на лестнице социальной иерархии. Социальными стратами называются категории населения, объединяемые общественным сознанием по их положению на стратификационных переменных. Например, в обществе может быть признано, что доходы от 2 до 5 тыс. у.е. в месяц являются средними, и семьи с таким уровнем дохода будут относиться к средней страте по доходам. Страты в обществе могут выделяться как по одному отдельно взятому признаку, так и по нескольким. В обществах, находящихся в стабильном, устойчивом состоянии, многие статусные переменные тесно связаны друг с другом, что обуславливает так называемую кристаллизацию статусов. Чрезмерная кристаллизация статусов - признак закостенения и стагнации общества, превращения страт в касты.

В обществах в переходные моменты их развития, наоборот, развивается  рассогласование, раскристаллизация  статусов.

В современном постиндустриальном обществе принято выделять 4 основные стратификационные переменные: уровень дохода; отношение к власти; престиж профессии; уровень образования.

Во многих рыночных обществах  наблюдается тенденция к кристаллизации статусов по этим переменным - выходцы  из более богатых семей получают лучшее образование и более престижные профессии, что, в свою очередь, позволяет им оказывать более сильное влияние на власть, и вследствие этого получать более высокие доходы, и т.д.

 

 

    1. Социальная мобильность

 

Социальная мобильность - это изменение социального статуса  индивида, группы, организации, страны. Основателем концепции социальной мобильности является русский социолог, эмигрант "первой волны" в США, П.А.Сорокин. Он трактовал мобильность весьма широко, применяя это понятие не только к перемещению индивидов и групп, но и социальных идеологий и теорий10.

Из приведенного определения мобильности вытекает классификация ее видов. Во-первых, она делится на индивидуальную, связанную с перемещением отдельных лиц, и групповую, когда изменяется статус целых социальных групп, слоев, категорий и даже государств.

Во-вторых, мобильность  делится на вертикальную и горизонтальную. К горизонтальной мобильности относится  изменение номинального статуса, а  также любое изменение статуса, не связанное с существенным перемещением по стратификационным переменным. Например, перемена религиозной принадлежности; переход из одной организации в другую на должность, примерно равную по престижности, при условии, что организации также примерно равностатусны.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидумов и групп  в обществе между различными позициями в иерархии социальной стратификации. Иногда мобильность определяется лишь как вертикальная; но такой подход вряд ли правилен, хотя бы потому, что придется вводить отдельное понятие для обозначения перемещения между номинальными статусными позициями.

Вертикальная мобильность  подразделяется на восходящую, связанную  с повышением социального статуса, и нисходящую11.

В-третьих, мобильность  бывает внутрипоколенной и межпоколенной. Внутрипоколенная мобильность - это  изменение положения индивида в течение его карьеры. Межпоколенная - изменение положения отдельных индивидов, семей, социальных категорий и групп, по сравнению с положением их родителей.

В-четвертых, мобильность  бывает структурной и неструктурной. Структурная мобильность приводит к изменению всей социальной структуры общества. Пример - изменение структуры советского общества в период модернизации 30-60 гг. Неструктурная мобильность - любые перемещения в системе статусных переменных, не связанные с кардинальным изменением существующей социальной структуры.

 

2.4 Социальные институты и процесс институализации

 

Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт. Понятие социального института  в его современном значении, так  же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.

Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять  основные потребности общества и  входящих в него индивидов. Институты  создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей12.

Таким образом, институты  выполняют в обществе две основные функции:

1) повышение эффективности  удовлетворения данной потребности  или группы потребностей;

2) поддержание общественного  порядка, предотвращение хаоса  и неконтролируемой конкуренции  между группами и индивидами  в процессе удовлетворения потребностей.

Структура институтов включает:

- социальную группу (или  группы), осуществляющую удовлетворение данной потребности. Разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности;

- устойчивую совокупность  норм, ценностей, образцов поведения,  технологических приемов, обеспечивающих  удовлетворение потребности, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере деятельности;

- зафиксированное в  общественном сознании идеологическое  обоснование деятельности института,  которое сам Малиновский называл  хартией. Хартия может оформляться как специальный документ, а может существовать в устной традиции;

- социальные ресурсы,  используемые в деятельности  института. На каждом этапе  развития общества выделяется  свой набор институтов.

Основными институтами  современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д. На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подго-товки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот момент принято относить к появлению и развитию системы общедоступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществлялась в рамках других социальных институтов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными институтами.13

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах  прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение.

Сущность института  есть достижение стабильности; тем  не менее, сами институты очень изменчивы: стабильность общества достигается  не за счет абсолютной неизменности каждого конкретного института, а скорее за счет их гибкости, способности адаптироваться к новым условиям.

Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание  устойчивости и изменчивости институтов. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание деятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.

Ни один институт общества не остается неизменным в течение  всего периода существования  общества - структура и способы  его деятельности со временем меняются, приспосабливаясь к новым условиям.

Устойчивость/изменчивость институтов определяется следующими факторами:

-изменением внешних  условий функционирования института;  например, родовая община поздних  собирателей или ранних земледельцев  превращается в территориальную  общину в развитом аграрном  обществе, под влиянием изменения климата, увеличения плотности населения.

-процессами внутри  группы, на которой базируется  институт, в частности, тенденцией  к самосохранению несмотря на  коренное изменение условий; так,  политическая партия лейбористов  Великобритании давно уже не является партией, представляющей интересы рабочего класса - ее социальная база значительно шире.

Процессом институализации  называется формирование социального  института для удовлетворения какой-либо социальной потребности. Институализация  проходит несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института.

- осознание потребности; 

- начало активной деятельности по ее удовлетворению;

- первичное формирование  системы норм и ценностей, регулирующих  деятельность;

- разработка хартии  института; 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В систему социологических понятий входит: понятие личности и общества; социальные группы и отношения;  социальные роли, нормы и ценности; социальная структура и стратификация, социальная мобильность; социальные институты и процесс институализации  и т.д.

Под условиями существования  системы социологических понятий понимается, прежде всего, физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к  изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность  для всестороннего изучения структурных  единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур. Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социологических исследований и разработки теории.

Социология – это  не просто наука об обществе, а наука  об обществе как общественной структуре  в целом, функционировании и динамике этой системы через её основные составные части: личность, социальные общности, институты. Вообще существует масса схожих определений, выбрано наиболее расхожее и понятное. Хотя и в нем есть слова, которые можно понять двояко, многие термины при их использовании в контексте другой теории приобретают новый смысл, не говоря уже об использовании в разных науках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Волков Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. — М.: Гардарики, 1999 г. — 374 с.
  2.  Воронцов А.В. Социология: Учебник для вузов  /А.В. Воронцов, И.А. Громов, С.Н.Малявин.  — М.: Союз 2003 г. — 463 с.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.2: Социальная структура и стратификация /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА–М.: 2000 г. — 536 с.
  4. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов /А.И.  Кравченко. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001 г. — 479 с.
  5. Лощаков Д. Г. Социология: Учеб. /Д.Г. Лошакова, В.Ю. Бельский, А.А. Беляев.  — М.: ИНФРА–М, 2002 г. — 304 с.
  6. Томпсон Д.Л. Социология: Вводный курс. /Д.Л. Томпсон. — М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1998 г. — 496 с.
  7. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. — 2–е изд., доп. и перераб. /Ж.Т.  Тощенко. — М.: Юрайт–М, 2001г. — 527 с.
  8. Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие /И.П. Яковлев. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000 г. — 220 с.

1 Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов /А.И.  Кравченко. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001 г. — С. 34.

2 Лощаков Д. Г. Социология: Учеб. /Д.Г. Лошакова, В.Ю. Бельский, А.А. Беляев.  — М.: ИНФРА–М, 2002 г. — С. 28.

3 Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие /И.П. Яковлев. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000 г. — С. 18.

4 Воронцов А.В. Социология: Учебник для вузов /А.В.  Воронцов, И.А. Громов, С.Н.Малявин.  — М.: Союз 2003 г. — С. 29.

5 Воронцов А.В. Социология: Учебник для вузов /А.В.  Воронцов, И.А. Громов, С.Н.Малявин.  — М.: Союз 2003 г. — С. 30.

6 Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов /А.И.  Кравченко. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001 г. — С. 36.

7 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.2: Социальная структура и стратификация /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА–М.: 2000 г. — С. 72.

8 Волков Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. — М.: Гардарики, 1999 г. — С. 52.

9 Томпсон Д.Л. Социология: Вводный курс. /Д.Л.  Томпсон. — М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1998 г. — С. 63.

10 Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. — 2–е изд., доп. и перераб. /Ж.Т.  Тощенко. — М.: Юрайт–М, 2001г. — С. 74.

11 Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов /А.И.  Кравченко. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001 г. — С. 41.

Информация о работе Система социологических понятий