Система здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Система здравоохранения России.........................................................4
Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России............................6
2.1 Демографическая ситуация.............................................................................6
2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения..................................................8
Глава 3.Развитие системы здравоохранения России.........................................12
Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России........14
4.1 Проблемы развития здравоохранения...........................................................14
4.2 Перспективы развития здравоохранения......................................................16
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы...................................................................19

Файлы: 1 файл

Здравоохранение.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Система здравоохранения России.........................................................4

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России............................6

2.1 Демографическая ситуация.............................................................................6

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения..................................................8

Глава 3.Развитие системы здравоохранения России.........................................12

Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России........14

4.1 Проблемы развития здравоохранения...........................................................14

4.2 Перспективы развития здравоохранения......................................................16

Заключение.............................................................................................................18

Список использованной литературы...................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Системы здравоохранения играют ведущую роль в формировании, укреплении, сохранении и восстановлении здоровья населения между всеми секторами общества. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности, новые вызовы здоровью и безопасности людей обусловливают необходимость постоянного внимания к проблемам здоровья, реформирования и совершенствования системы его охраны. В современных условиях осуществляется последовательная работа по улучшению качества систем здравоохранения и их дальнейшего развития. Процесс реформ имеет поэтапный характер и позволяет совершенствовать работу различных звеньев и уровней здравоохранения, улучшать технологии предоставления медицинской помощи, внедрять новые организационные формы, накапливать необходимые ресурсы.

Главными принципами реформ здравоохранения является разработка и развитие политики здравоохранения; реорганизация системы предоставления медицинской помощи; модифицирование характера использования человеческих ресурсов; усовершенствование механизмов управления и обучения на основе опыта. Именно изучение опыта различных стран в проведении реформ и организации медицинских служб позволяет выявить оптимальные пути развития здравоохранения, перспективные управленческие решения, направить ресурсы на максимальное удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения и повышение эффективности его деятельности.

Международные организации уделяют значительное внимание вопросам сбора и обобщения информации об организации и занятости национальных систем здравоохранения с целью распространения лучшего опыта и развития международного сотрудничества. ВОЗ действует в качестве управляющего и согласовывающего органа в международной деятельности по охране здоровья, способствует сотрудничеству между профессиональными и научными группами, участвующими в развитии дела здравоохранения, предоставляет информацию, советы и помощь в этой сфере.

Деятельность отрасли здравоохранения страны во многом зависит от особенностей исторического, политического, социоэкономического и культурного развития. Поэтому анализ здоровья и системы его охраны проводят с учетом именно этих данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система здравоохранения России

Здравоохранительная система - это система отношений, целью которой является обеспечение охраны здоровья граждан. В наши дни существует 3 основные системы здравоохранения РФ: государственная, муниципальная и частная. И все как одна нуждаются в кадровых ресурсах, финансировании, информации, оборудовании и материалах, в транспорте, коммуникации, в добросовестном и рациональном управлении. Ответственность за развитие здравоохранительных систем несет правительство. Также принято, что стремительный рост качества медобслуживания  и его справедливое оказание является панацеей от нищеты и безработицы. Важно обратить внимание на тот факт, что не только бедные страны страдают от слабо развитой здравоохранительной системы - встречаются и богатые государства, которые содержат огромные группы граждан, лишенных возможности к полному медобслуживанию, ввиду с несправедливым устройством соцзащиты малоимущих граждан.

Государственная система здравоохранения РФ. К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук. Государственная система здравоохранения также содержит в себе находящиеся в собственности государства НИУ и ЛПУ, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки, учреждения судмедэкспертизы и санитарной профилактики, службы МТО, предприятия по изготовлению лекарственных препаратов и медицинской техники.

Помимо этого, государственная здравоохранительная система содержит все вышеперечисленные учреждения, предприятия и организации, которые создаются ведомостями, министерствами и госпредприятиями республик, составляющих Российскую Федерацию.

Все эти предприятия, организации и учреждения государственной здравоохранительной системы числятся юридическими лицами. Они действуют в строгом соответствии с законом РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и городов московской и ленинградской области.

Муниципальная система здравоохранения РФ. К муниципальной системе здравоохранения относят здравоохранительные органы, которые находятся в собственности муниципальных районов, НИУ и ЛПУ, аптеки, фармацевтические организации, учреждения судмедэкспертизы и образования. Все эти структуры являются юридическими лицами и действуют в строгом соответствии с настоящими законодательными актами РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и местных органов здравоохранения.

Муниципальные здравоохранительные органы отвечают за санитарно-гигиеническую осведомленность населения, за обеспечение неограниченного доступа граждан к полному объему социально-медицинской помощи, за процесс развития муниципальной здравоохранительной системы. Также муниципальные органы здравоохранения обязаны контролировать качество оказания социально-медицинской и лекарственной помощи организациями, учреждениями и предприятиями государственной, муниципальной и частной здравоохранительной системы.

Деятельность организаций, учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения финансируется бюджетными средствами любого уровня, которые выделены на охрану здоровья граждан. Могут использоваться и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством РФ.

Частная система здравоохранения РФ. К частной системе здравоохранения относят аптеки, ЛПУ, имущество которых - частная собственность, и лица, которые занимаются частным фармацевтическим производством и медицинским обслуживанием.

Частная здравоохранительная система содержит НИУ и ЛПУ, аптеки и учреждения образования, которые были созданы частными организациями, предприятиями, учреждениями, физическим лицом и общественными организациями. Финансирование происходит за счет частных средств, не бюджетных!

Учреждения частной системы здравоохранения действуют в соответствии с законом РФ и республик, которые находятся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и местных органов здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России

2.1 Демографическая ситуация 

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).

Рис.1. Численность населения России 1990-2013 гг., в млн. ч.

Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.

После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. В 2014 году по сравнению с 2013 годом показатель смертности снизился: от болезней системы кровообращения – с 729 до 666,4 случая на 100 тыс. населения, от новообразований (в том числе от злокачественных) – с 202,6 до 200,6 случая на 100 тыс. населения, от туберкулёза – с 11,3 до 10,4 случая на 100 тыс. населения, уровень младенческой смертности – с 8,3 до 7,6 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год (на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8.

Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период январь — август 2014 г. (за 8 месяцев).

Видно, что за восемь месяцев 2014 и 2013 годов общий коэффициент смертности (ОКС) в России равен соответственно: 1310,0 и 1322,8 на 100 тысяч человек. По итогам 2013 года величина ОКС равнялась 13,05. С достаточной точностью можно предположить, что по итогам 2014 года величина ОКС будет равняться 12,92. Таким образом, по итогам 2014 года ожидаемая продолжительность жизни в лучшем случае будет равняться 71 году, а не 71,6, то есть возрастет только на 0,2, а не на 0,8 года, или в четыре РАЗА МЕНЬШЕ, чем было заявлено в докладе министра.

 

 

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три такие модели.

  1. Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
  2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
  3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

Информация о работе Система здравоохранения России