Система здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Система здравоохранения России.........................................................4
Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России............................6
2.1 Демографическая ситуация.............................................................................6
2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения..................................................8
Глава 3.Развитие системы здравоохранения России.........................................12
Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России........14
4.1 Проблемы развития здравоохранения...........................................................14
4.2 Перспективы развития здравоохранения......................................................16
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы...................................................................19

Файлы: 1 файл

Здравоохранение.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)
  • бюджетные средства;
  • взносы работодателей на ОМС;
  • средства населения;
  • средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Средства бюджетной системы: расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы.

За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства являются наиболее крупным источником финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ, где записано, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно".

Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ была утверждена "Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2008 год". В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 318; число койко-дней в больницах — 2812,5, число врачебных посещений в поликлиниках — 9198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи. Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно могут вноситься коррективы.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социальной защиты РФ по согласованию с ФФОМС.

Базовая программа государственных гарантий включает в себя:

  1. перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
  2. базовую программу ОМС;
  3. нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
  4. подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

• средств бюджетов здравоохранения всех уровней;

• средств фондов ОМС;

• других источников поступления средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов здравоохранения, а также ФФОМ и ТФОМС.

Используя базовую программу государственных гарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные Программы государственных гарантий.

Территориальные программы госгарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.

Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения и социальной защиты РФ, ФФОМС и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.

Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ и ФФОМС, по согласованию с Министерством финансов РФ, разработали и утвердили "Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

В рамках Программы государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения (сокращенно — подушевой норматив), которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

В рамках территориальных программ государственных гарантий органы управления субъектов Российской Федерации формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

На основе приведенных выше показателей региональные органы управления ежегодно формируют территориальные программы государственных гарантий, в которых имеются следующие разделы:

  1. Перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения всех уровней.
  2. Перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств бюджета здравоохранения.
  3. Перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств фондов ОМС.
  4. Рассчитанный итоговый объем медицинских услуг, оказываемых в рамках территориальной программы государственных гарантий, и итоговая стоимость программы (так называемый госзаказ).
  5. Виды и объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями и финансируемой за счет средств бюджета здравоохранения и фондов ОМС и в рамках муниципальной части территориальной Программы государственных гарантий (так называемый муниципальный заказ).
  6. План реализации государственного и муниципального заказов.
  7. Перечень наиболее важных лекарственных средств, предметов медицинского назначения и материалов, используемых в рамках Программы государственных гарантий.
  8. Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
  9. Итоговая стоимость утвержденной территориальной программы государственных гарантий, включая территориальную программу ОМС.

Средства населения являются вторым по размеру источником финансирования здравоохранения.

Средства ведомств и предприятий — это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 6% коечного фонда страны и работает 10% медицинских работников.

Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников.

Во-первых, это средства федерального бюджета. Во-вторых, многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем средств направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.

В целом расходы ведомств и предприятий на здравоохранение превышают 3 млрд руб. в год.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие системы здравоохранения России

За последние годы, находясь в сложной  экономической ситуации, в системе здравоохранения России  были сделаны очень важные изменения, которые позволили создать положительные тренды в этой сфере: национальный проект «Здоровье», модернизация системы здравоохранения, прежде всего в сфере охраны материнства и детства - создание региональных перинатальных центров, центров здоровья для детей, улучшение работы учреждений родовспоможения и детства.

Значительный вклад в достижение этого результата внесли некоторые принятые за последние годы в области здравоохранения меры, например, внедрение программ государственных закупок лекарственных препаратов, введение специальных доплат врачам первичного контакта, в том числе в сельской местности. Начата реализация беспрецедентных по общему объему региональных программ модернизации здравоохранения. Происходит интенсивное обновление законодательства по охране здоровья и т.д.

Стратегия развития и реформирование системы медицинской помощи в России, согласно лучшим российским и мировым исследователям, должна включать следующие меры:

Финансирование здравоохранения.

Постепенное доведение доли бюджета, выделяемой на здравоохранение, до европейского уровня. Если в России доля ВВП, расходуемого на здравоохранение, составляет 5,4%, то в восточноевропейских странах 6–8%, в странах Западной Европы – 9–12%.

Повышение доходов медицинских работников до достойного уровня, привязка оплаты труда к его результатам.

Оздоровление системы финансирования здравоохранения, использование современного менеджмента, использование критериев эффективности, антизатратных механизмов. Развитие систем мониторинга эффективности и рентабельности реформ и инвестиций на основе признанных международных показателей.

Бесплатность. Доступность. 

Сохранение и обеспечение доступности сектора базовых бесплатных услуг. Повышение доступности базовых лекарственных препаратов для пациентов, создание системы лекарственного обеспечения, в первую очередь детей, пенсионеров и лиц с низкими доходами.

Конкретизация бесплатных государственных гарантий на уровне стандартов бесплатного предоставления медицинской помощи и лекарственных средств. Программа государственных гарантий должна стать прозрачной для поставщика услуг и населения.

Основной акцент – профилактика и первичная помощь.

Реструктуризация медицинской помощи, опережающее развитие системы первичной помощи, программ раннего выявления и профилактики. Увеличение объема и эффективности помощи на уровне первичного звена и сокращение объемов госпитальных затрат. В российском здравоохранении доля врачей участковых служб не превышает 25% против 45–55% на Западе. Частота направления врачами первичного звена к узким специалистам на Западе составляет 4–10%, в России – 30%. До 80% плановых хирургических вмешательств можно проводить в отделениях дневной хирургии.

По оценкам экспертов, объем госпитализаций в России является завышенным, доля расходов на стационарное лечение в России аномально высока – 60% затрат на здравоохранение против 30–40% в западноевропейских странах.

Развитие мобильной системы первичной медицинской помощи для сельских и малонаселенных районов, удаленных от оснащенных учреждений здравоохранения.

Внедрение широкого спектра профилактических мер, способствующих предотвращению заболеваемости и инвалидизации, включая антиалкогольные, антинаркотические и противонаркотические меры; программы, направленные на распространение здорового образа жизни, улучшение качества питания, распространение подвижного образа жизни, меры по профилактике травматизма, в том числе в ДТП и т.д.

Структурные преобразования.

Проведение полноценной страховой реформы медицины, активное использование регулирующих и стимулирующих функций страховых компаний для эффективной организации медицинской помощи, развития профилактических программ, в том числе, за счет персонального страхового вознаграждения медицинских работников.

Создание системы поддержки участкового (семейного) врача как главной фигуры общественного здравоохранения, формирование позитивной мотивации врача - новый правовой статус, поддержка государства и достойное финансовое стимулирование, в том числе, страховое вознаграждение за профилактическую работу, снижение объемов необоснованных госпитализаций и улучшение результатов лечебной работы

Разработка и внедрение комплекса формализованных клинических руководств (стандартов), основанных на данных доказательной медицины позволит избежать многочисленных клинических ошибок и даст возможность для заказчика медицинских услуг и государства отслеживать качество работы.

Информация о работе Система здравоохранения России