Понятия "системный подход"
и "комплексный подход" означают
и применяются:
Они означают такие подходы
к рассмотрению, исследованию или
изучению предмета познания, которые
реализуют, соответственно, принцип
системности и принцип комплексности
(рассмотрения, исследования или изучения
предмета). Общее содержание любого системного
подхода определяется понятием Система
- это множество взаимосвязанных элементов,
которое существует объективно, а как
целое обладает качествами или функциями,
например, синергетическими (вся материя)
или симбиотическими (живая материя), которые
не являются простой суммой качеств или
функций её элементов, но являются причинами
для определения цели исследования, которая
и является "системовыделяющим фактором".
После определения цели и предмета исследования
(рассмотрения или изучения) в виде системы
системный подход может уточняться либо
как узкоспециальный (информационный,
кибернетический, когнитивный, ситуационный,
структурно-лингвистический, функциональный,
генетический и т.д), либо, наоборот, как
комплексный. Его конечной целью в идеале
должно быть соответствие системы знаний
о материальной системе этой системе.
Однако этот идеал - как "целостная система
знаний" пока не достижим, но суть комплексного
подхода как раз в том, чтобы применять
в познании материальных систем комплекс
наук в целях приближения к этому идеалу.
). Для применения
знаний комплекса наук необходимо
их иметь, но при их освоении
могут выявиться разные проблемы,
например, фрагментарности этих
знаний или междисциплинарные
барьеры. Поэтому уже при изучении этих,
казалось бы, готовых знаний требуется
заново их переосмысливать, преодолевать
барьеры и синтезировать целостные знания
о предмете. Но для этого необходимо знать
и применять философские и научные принципы
организации правильного мышления в познании
сложных предметов. В профессиональной
науке эта проблема не была разрешена
в силу специализации учёных на отдельных
предметах - типах явлений, объектов или
процессов.
Системный и комплексный
подходы в науке применяются
для постановки, формулирования самой
задачи исследования предмета, когда
он представляет собой сложный процесс,
явление, объект, субъект или их систему.
Системный подход необходим для
правильного словесного описания материальных
систем. Например, иностранный язык
нельзя выучить в совершенстве, не
изучая страну и её историю, поскольку
только так можно познать всё
многообразие значений слов изучаемого
языка. Но для всестороннего и
глубокого изучения словарного запаса
языка современного государства
по его жизни необходимы знания комплекса
наук и комплексный подход. Аналогичным
образом комплексные знания необходимы
в изучении функций головного
мозга как сложной подсистемы
организма человека. Материальный мир
человека представляет собой иерархию
материальных систем, в которой большие
и сложные системы состоят
из систем меньших и всё более
простых, например, Вселенная состоит
из галактик, которые состоят из
ядра, звёздных и иных материальных
систем, но все они состоят из
элементарных частиц и энергоинформационных
полей. Выделение в таком мире
конкретной материальной системы как
предмета исследования осуществляется
на основе цели исследования, а свойства,
качества или функции исследуемой
системы объективно предопределяют
задачу исследования, но уже на стадии
формулирования этой задачи необходимо
применять комплекс наук. Это требует
высокой образованности и стремления
изучать новейшие достижения разных
наук, чтобы при объяснении мира
научным методом выполнять его
принципы объективности, конкретности,
разносторонности и другие с выполнением
нормативных принципов языка науки - предметности,
однозначности и взаимозаменимости.
3. Системный и комплексный
подходы крайне необходимы, когда
человек определяет целью исследования,
рассмотрения, познания или изучения
выработку знаний для принятия
управленческих решений по Преобразованию
предмета исследования как материальной
системы. В российской практике
обычно подменяют понятие "выработка
решений" понятием "принятие
решений". Но решения необходимо
вырабатывать, а для этого нужно
применять комплексный подход
к исследованию характеристик
новой познаваемой системы, получаемой
путём преобразования старой. Рассмотрим
проблему проектирования второго
выхода из метро "ВДНХ" в
сторону центра Москвы. Если проектировать
этот выход только как способ
разрешения проблемы Метрополитена,
то проектное решение могло
быть одним. Но, как известно, Москва
выработала комплексное решение
этой проблемы, разместив эскалатор
под проспектом Мира, а выходы - по обе
стороны проспекта Мира, подняв шоссе
проспекта Мира на эстакаду, под которой
разместились автомобильные развязки.
Комплексный и системный подход в данном
примере заключался в том, чтобы учесть
все транпортные проблемы этого узла,
а не только проблему метрополитена. Проектное
решение в этом случае представляет собой
прообраз Автоматизированного технологического
комплекса (АТК), к обсуждению имени и сути
которого вернёмся позднее на примере
Атомной электрической станции (АЭС).
Системный и комплексный
подходы в науке применяются
для постановки, формулирования самой
задачи исследования предмета, когда
он представляет собой сложный процесс,
явление, объект, субъект или их систему.
Системный подход необходим для
правильного словесного описания материальных
систем. Например, иностранный язык
нельзя выучить в совершенстве, не
изучая страну и её историю, поскольку
только так можно познать всё
многообразие значений слов изучаемого
языка. Но для всестороннего и
глубокого изучения словарного запаса
языка современного государства
по его жизни необходимы знания комплекса
наук и комплексный подход. Аналогичным
образом комплексные знания необходимы
в изучении функций головного
мозга как сложной подсистемы
организма человека. Материальный мир
человека представляет собой иерархию
материальных систем, в которой большие
и сложные системы состоят
из систем меньших и всё более
простых, например, Вселенная состоит
из галактик, которые состоят из
ядра, звёздных и иных материальных
систем, но все они состоят из
элементарных частиц и энергоинформационных
полей. Выделение в таком мире
конкретной материальной системы как
предмета исследования осуществляется
на основе цели исследования, а свойства,
качества или функции исследуемой
системы объективно предопределяют
задачу исследования, но уже на стадии
формулирования этой задачи необходимо
применять комплекс наук. Это требует
высокой образованности и стремления
изучать новейшие достижения разных
наук, чтобы при объяснении мира
научным методом выполнять его
принципы объективности, конкретности,
разносторонности и другие с выполнением
нормативных принципов языка
науки - предметности, однозначности
и взаимозаменимости.
3. Системный и комплексный
подходы крайне необходимы, когда
человек определяет целью исследования,
рассмотрения, познания или изучения
выработку знаний для принятия
управленческих решений по Преобразованию
предмета исследования как материальной
системы. В российской практике
обычно подменяют понятие "выработка
решений" понятием "принятие
решений". Но решения необходимо вырабатывать,
а для этого нужно применять комплексный
подход к исследованию характеристик
новой познаваемой системы, получаемой
путём преобразования старой. Рассмотрим
проблему проектирования второго выхода
из метро "ВДНХ" в сторону центра
Москвы. Если проектировать этот выход
только как способ разрешения проблемы
Метрополитена, то проектное решение могло
быть одним. Но, как известно, Москва выработала
комплексное решение этой проблемы, разместив
эскалатор под проспектом Мира, а выходы
- по обе стороны проспекта Мира, подняв
шоссе проспекта Мира на эстакаду, под
которой разместились автомобильные развязки.
Комплексный и системный подход в данном
примере заключался в том, чтобы учесть
все транпортные проблемы этого узла,
а не только проблему метрополитена. Проектное
решение в этом случае представляет собой
прообраз Автоматизированного технологического
комплекса (АТК), к обсуждению имени и сути
которого вернёмся позднее на примере
Атомной электрической станции (АЭС).
Системный и комплексный
подходы нельзя считать ни "методами",
ни "способами", как это считает
автор статьи по адресу http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1652,
поскольку они применяются для
постановки задачи. Понятие "задача",
как известно, требует определения
её начальных и граничных условий,
поэтому её постановка применительно
к любому сложному явлению, процессу,
объекту или субъекту требует
особых подходов, отвечающих принципам
системности и комплексности. Если
же автор статьи http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1652
ложно определяет сами понятия и
характеристики "системного и комплексного
подходов", то он, тем самым, вместо
того, чтобы сформулировать задачу
своего исследования, излагает ошибочный
путь её решения. Этот пример лишний раз
напоминает, что в мире понятий
необходимо отличать всё фактическое
или реальное (и не обязательно
правильное или истинное) от всего
логического или идеального, которое
должно быть правильным и близким
к истине хотя бы в понятиях.
При системном подходе
к исследованию предмета он подвергается
системному анализу и синтезу, а
при комплексном подходе - комплексному
анализу и синтезу, который отличается
от системного подхода полнотой исследования
предмета, а обеспечивается посредством
выполнения методологического принципа
всесторонности рассмотрения предмета
и изучения его общих свойств
или качеств. При комплексном
подходе необходимо применение комплекса
наук или комплексных наук. При
этом необходимо учитывать, что их мировоззренческие
знания могут быстро устаревать, если
быстро развивается и меняется сам
мир. И именно поэтому важно выяснять
в самих этих науках то, насколько
научными являются методы формированиях
их знаний и являются ли научными, строго
говоря, их мировоззренческие теории.
Однако, если "теории" являются "сложными
формами выражения или развития
знаний" (нематериальными средствами
познания (НМС)), то для их правильности
необходимо знание системы НМС. Такой,
наиболее полной и целостной системой
НМС является ВНМС, которое реализует
все НМС организации правильного
мышления, начиная с мировоззренческих
принципов научной философии
как наиболее простых и абсолютно
истинных НМС. Например, мировоззренческие
принципы всеобщей связи и всеобщего развития
означают, что каким бы малым ни был предмет
познания, окружающая его среда представляет
собой иерархию материальных систем, незнание
которых или игнорирование системных
связей автоматически означают бессистемность
познания и знаний о нём.
Основоположниками системного
подхода являются: Л. фон Берталанфи,
А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.
Цель системного подхода, — опираясь
на изучение объективных закономерностей
развития систем, дать правила организации
мышле¬ния по многоэкранной схеме.
Системный подход ориентирует
исследователя на раскрытие це¬лостности
объекта, на выявление многообразных типов
связей в нем и сведение их в единую теоретическую
картину. В настоящее время под системным
подходом понимают направление методологии
науч¬ного познания и социальной практики,
в основе которого лежит рассмотрение
объектов как систем. Соответственно,
суть системного подхода в теории организации
заключается в представлении об органи¬зации
как о системе. Кроме этого системный подход
представляет любую систему как подсистему:
над любой системой есть надсисте¬ма,
которая находится на более высоком уровне
иерархии систем. Системный подход представляет
собой определенный этап в развитии методов
познания, методов исследования и конструирования,
способов описания и объяснения природных
или искусственно создававших объектов.
Наиболее широкое применение системный
подход находит при исследовании сложных
развивающихся объектов — многоуров¬невых
иерархий, как правило, самоорганизующихся
биологических, психологических, социальных,
экономических и других систем, од¬ним
словом, — организаций.
На основании вышеизложенного
сформулируем определение сис¬темного
подхода.
Системный подход — это
методологическое направление в
науке, ос¬новная задача которого состоит
в разработке методов исследования и конструирования
сложноорганизованных объектов — систем
разных ти¬пов и классов.
Можно встретить двоякое
понимание системного подхода:
с одной стороны, это рассмотрение,
анализ существующих систем, с
другой — создание, конструирование,
синтез систем для достижения
целей. Применительно к экономическим
организациям чаще всего под
сис¬темным подходом понимают комплексное
изучение объекта как еди¬ного целого
с позиций системного анализа. Таким образом,
системный подход шире системного анализа:
системный подход — это направление, методология,
которая немыслима без системного анализа.
Системный подход — направление
методологии исследования, в основе
которого лежит рассмотрение объекта
как целостного множества элементов
в совокупности отношений и связей
между ними, то есть рассмотрение объекта
как системы.
Говоря о системном подходе,
можно говорить о некотором способе
организации наших действий, таком,
который охватывает любой род
деятельности, выявляя закономерности
и взаимосвязи с целью их более
эффективного использования. При этом
системный подход является не столько
методом решения задач, сколько
методом постановки задач.
С. п. не существует в виде строгой
методологической концепции: он выполняет
свои эвристические функции, оставаясь
не очень жестко связанной совокупностью
познавательных принципов, основной смысл
которых состоит в соответствующей
ориентации конкретных исследований.
Эта ориентация осуществляется двояко.
Во-первых, содержательные принципы С.
п. позволяют фиксировать недостаточность
старых, традиционных предметов изучения
для постановки и решения новых
задач. Во-вторых, понятия и принципы
С. п. существенно помогают строить
новые предметы изучения, задавая
структурные и типологические характеристики
этих предметов и т. о. способствуя
формированию конструктивных исследовательских
программ.
Основные принципы системного подхода
- Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
- Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
- Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
- Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
- Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Основные определения
системного подхода
Система — совокупность взаимосвязанных
элементов, образующих целостность
или единство.
Структура — способ взаимодействия
элементов системы посредством
определенных связей (картина связей
и их стабильностей).
Процесс — динамическое изменение
системы во времени.
Функция — работа элемента
в системе.
Состояние — положение
системы относительно других её положений.
Системный эффект — такой
результат специальной переорганизации
элементов системы, когда целое
становится больше простой суммы
частей.
Структурная оптимизация
— целенаправленный итерационный процесс
получения серии системных эффектов
с целью оптимизации прикладной
цели в рамках заданных ограничений.
Структурная оптимизация практически
достигается с помощью специального
алгоритма структурной переорганизации
элементов системы. Разработана
серия имитационных моделей для
демонстрации феномена структурной
оптимизации и для обучения.