Системный и комплексный подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:08, лекция

Описание работы

Системный и комплексный подходы в науке применяются для постановки, формулирования самой задачи исследования предмета, когда он представляет собой сложный процесс, явление, объект, субъект или их систему. Системный подход необходим для правильного словесного описания материальных систем. Например, иностранный язык нельзя выучить в совершенстве, не изучая страну и её историю, поскольку только так можно познать всё многообразие значений слов изучаемого языка.

Файлы: 1 файл

системный подход.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Основные допущения системного подхода

  • В мире существуют системы
  • Системное описание истинно
  • Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  • Следовательно мир — это тоже систем

 

Аспекты системного подхода

 

Системный подход — это  подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

 

Развернутое определение  системного подхода включает также  обязательность изучения и практического  использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

 

Практически все современные  науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода  является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью  получить наиполное и целостное представление об этом материале.

Позитивная роль С. п. может  быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы С. п. выявляют более широкую познавательная реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании).

 

Во-вторых, С. п. содержит в  себе новую по сравнению с предшествующими  схему объяснения, в основе которой  лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление  достаточно полной типологии его  связей (см. Связь). Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо ещё представить это многообразие в операциональном виде, т. е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление (такая задача была успешно решена, например, в экологии благодаря введению представления о пищевых цепях сообществ, позволившего установить измеримые связи между их разнообразными элементами).

 

В-третьих, из важного для  С. п. тезиса о многообразии типов  связей объекта следует, что сложный  объект допускает не одно, а несколько  расчленений. При этом критерием  обоснованного выбора наиболее адекватного  расчленения изучаемого объекта  может служить то, насколько в  результате удаётся построить операциональную "единицу" анализа (такую, например, как товар в экономическом учении Маркса или биогеоценоз в экологии), позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

 

 

Литература

А.И. Ракитов “Философские проблемы науки: Системный подход”  Москва: Мысль, 1977г. 270с.

В.Н. Садовский “Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы  развития” Москва: Наука, 1980г.

Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983.

Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы  философии, 1981, №10, с. 172-180.

И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Системный подход в современной науке”- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.

И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Философский принцип системности и системный подход” -Вопр. философии, 1978, №8, с. 39-52.

Г.П. Щедровицкий “Принципы  и общая схема методологической организации системно-структурных  исследований и разработок” - М.: Наука, 1981, с. 193-227.

В.А. Лекторский, В.Н. Садовский  “О принципах исследования систем

 

(в связи с “общей  теорией систем” Л. Берталанфи)” - Вопр. философии, 1960, №8, с. 67-79.

Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), c. 86-94.

Савельева Т. С., Савельев А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в  сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике «Проблемы нейрокибернетики». Ростов-на-Дону, 1995, с. 208-209.


Информация о работе Системный и комплексный подходы