Службы медико-социальной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 04:33, реферат

Описание работы

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Файлы: 1 файл

3_Sluzhby_mediko_sotsialnoy_expertizy_Referat(2).docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Учреждения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке проводят освидетельствования граждан с целью установления группы инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а также изучают распространенность и структуру инвалидности, причины, факторы и условия, влияющие на возникновение, развитие и исход инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Основные этапы  развития отечественной медико-социальной  экспертизы и реабилитации

 

Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психо-социальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.

В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению.

Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Следует отметить, что МСЭ в свое время рассматривалась как более узкое понятие под названием «врачебно-трудовая экспертиза». В задачи врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) в первую очередь входили:

•          диагностика заболевания и научно обоснованная оценка состояния трудоспособности;

•          определение степени утраты трудоспособности и установление остаточной работоспособности;

•          установление научно обоснованных трудовых рекомендаций, позволяющих без ущерба для здоровья участвовать в общественно-полезном труде;

•          систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов;

•          определение мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, т.е. реабилитация (медицинская и социальная);

•          выяснение причин снижения или утраты трудоспособности и осуществление мероприятий по предупреждению инвалидности.

Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни.

Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.

Рассматривая историю становления ВТЭ (а в последующем МСЭ) и реабилитационного направления в нашей республике, следует учитывать тот факт, что Беларусь длительное время находилась в составе СССР, поэтому основные этапы развития медико-социальной экспертизы тесно связаны с развитием здравоохранения в России, а затем в Советском Союзе.

В конце XIX — начале XX в. возникли понятия полной и частичной трудоспособности, а в 1903 г. были изданы «Правила для определения утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев», в которых степень утраты трудоспособности выражалась в процентах (система была позаимствована в Германии). Указывалось, что владельцы предприятий обязаны лечить пострадавшего и выплачивать ему денежное пособие во время лечения и пенсию в случае наступления инвалидности. Однако материальную помощь по этому закону могли получать лишь те лица, несчастные случаи с которыми не были вызваны грубой неосторожностью самого пострадавшего. Пострадавшие должны были на суде привести доказательства того, что несчастный случай произошел по вине нанимателя.

В 1905 г. П.В. Васильевым была предложена и научно обоснована четырехгрупповая классификация инвалидности: первая группа определялась лицам с полной потерей трудоспособности, вторая — лицам со значительно ограниченной трудоспособностью, третья характеризовалась ограничением трудоспособности средней степени, четвертая — ограничением трудоспособности слабой степени. Однако данная система не нашла практического применения, так как в России еще пользовались процентной системой определения степени утраты трудоспособности.

Начиная с 1908 г. в России стали организовываться врачебные консультационные бюро, ставшие прообразом экспертных учреждений, главная задача которых заключалась в оценке трудоспособности больных с учетом характера заболевания или травмы. В состав консультационных бюро входили 3—5 врачей, и размещались они на базе городских больниц.

В 1912 г. был издан закон «О признании инвалидами нижних воинских чинов». Инвалиды, в зависимости от степени утраты трудоспособности, делились на пять разрядов, каждому из которых устанавливался определенный размер пенсии.

В этот период получила развитие экспертиза временной нетрудоспособности, начало которой было положено в 1913 г. созданием больничных касс. Годом раньше, в 1912 г., был принят закон об обеспечении рабочих страхованием от несчастных случаев. По этому закону в случае увечья предусматривалось скудное пособие, которое выплачивалось лишь в первые несколько недель, причем из больничных касс, средства которых на 60% пополнялись за счет взносов самих рабочих и только на 40% — за счет предпринимателя.

Дальнейшее развитие медико-социальная экспертиза получила после Октябрьской революции. Так, 22 декабря 1917 г. был подписан декрет «О страховании на случай болезни», а в 1918 г. издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», в котором указывалось, что «... наличие инвалидности и степень ее устанавливаются медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе». В соответствии с этим положением в Кодексе законов о труде 1918 г. было записано, что факт постоянной или временной утраты трудоспособности удостоверяется медицинским освидетельствованием, проводимым бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при общегородских, районных и областных страховых кассах. В состав касс входили три врача — терапевт, невропатолог и хирург, а также представители страховой кассы и профсоюзной организации. То есть страховые кассы стали прообразом современных медико-реабилитационных экспертных комиссий. Позже, в 1927 г., вышло «Положение о БВЭ», согласно которому врачам-экспертам вменялось в обязанность, помимо определения степени утраты трудоспособности, изучать условия труда и быта больных, а в сложных случаях диагностики и экспертизы трудоспособности направлять их на стационарное лечение.

В 1921 г. была утверждена так называемая «рациональная шестигрупповая классификация инвалидности», которую разработал Н.А. Вигдорчик:

1 группа — инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи для удовлетворения собственных нужд;

2 группа — инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;

3 группа — инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами;

4 группа — инвалид не может  продолжать свою прежнюю профессиональную  деятельность, но может перейти  на новую профессию более низкой  квалификации;

5 группа — инвалид должен  отказаться от прежней профессии, но может найти новую профессию  такой же квалификации;

6 группа — возможно продолжение  прежней профессиональной работы, но только с пониженной производительностью.

Положительным моментом в данной классификации было то, что при вынесении заключения о трудоспособности автор предлагал учитывать не только диагноз больного, но и условия его труда.

Однако классификация имела и отрицательные стороны, так как пенсионное обеспечение получали лишь инвалиды первых трех групп, понятие «инвалидность» было схематичным, а разделение на группы инвалидности неконкретным. Тем не менее это был очередной шаг в развитии службы ВТЭ.

Служба врачебно-трудовой экспертизы подразумевала решение не только проблем инвалидности, т. е. стойкой нетрудоспособности, но и целого круга вопросов по временной нетрудоспособности. С этой целью в 1932 г. впервые на базе лечебных учреждений стали организовываться врачебно-консультативные комиссии (ВКК), в состав которых входили представитель профсоюзной организации, доверенный врач страховой кассы и два врача по основным специальностям. Таким образом, намечалась определенная система ВТЭ, включающая аспекты как временной, так и стойкой нетрудоспособности.

В 20-е годы стали появляться первые общества инвалидов. В 1925 г. было организовано Всероссийское общество слепых, в 1926 г. — аналогичное общество глухих, которые консолидировали вокруг себя инвалидов, пытались устроить их на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья. Однако такое трудоустройство требовало и научных подходов, поэтому в 1930 г. в Москве был утвержден Институт экспертизы трудоспособности Московского областного отдела здравоохранения, а в 1932 г. — Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоустройства инвалидов, которые в 1937 г. были объединены в Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). В 1932—1935 гг. подобные институты были созданы в Харькове, Ленинграде, позже — в Днепропетровске, Виннице, Минске, Ташкенте.

Организация этих научно-исследовательских институтов способствовала выработке новых научных и практических аспектов врачебно-трудовой экспертизы, началу изучения и анализа заболеваемости, разработке мероприятий по ее снижению. Одновременно началась работа по созданию более рациональной классификации групп инвалидности. В 1928 г. на I Всесоюзном совещании по врачебно-трудовой экспертизе были отмечены недостатки в работе БВЭ и поставлен вопрос о необходимости новой классификации групп инвалидности. В 1932 г. разработана и утверждена новая трехгрупповая классификация инвалидности, в основу которой положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Эта классификация была прогрессивнее предыдущей, она четко регламентировала критерии для установления каждой группы инвалидности с учетом показаний к работе в своей или другой профессии. I группа инвалидности определялась лицам, «утратившим трудоспособность полностью и нуждающимся в постороннем уходе»; II группа— «утратившим полностью трудоспособность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии»; III группа — «неспособным к систематическому труду по своей профессии, но могущим использовать свою остаточную трудоспособность: а) либо на нерегулярной работе; б) либо при сокращенном рабочем дне; в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации».

В 1933 г. БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) и утверждено новое «Положение о ВТЭК», что, безусловно, стало важным шагом в процессе дальнейшего развития взаимосвязи органов здравоохранения и органов социальной защиты, т.е. было определено единство подходов в оказании помощи человеку, начиная с лечебных мероприятий и заканчивая трудоустройством.

Основные задачи ВТЭК:

·              экспертное изучение (оценка) состояния здоровья, характера и условий труда больного, на основании чего выносится решение о степени утраты трудоспособности;

·              установление времени наступления инвалидности, ее группы и социально-биологической причины (общее или профзаболевание, трудовое увечье, инвалидность с детства; ранение, контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей во время военной службы и т.д.);

·              определение процента утраты трудоспособности, возникшей в результате увечья или заболевания, связанного с производством;

·              определение условий и видов труда, доступных инвалидам по состоянию здоровья (трудовые рекомендации), а также рекомендуемые мероприятия, способствующие восстановлению их трудоспособности;

Информация о работе Службы медико-социальной экспертизы