Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 04:33, реферат
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
· повторное освидетельствование инвалидов в регламентированные сроки; изучение динамики и причин инвалидности.
Большое значение в улучшении качества экспертизы временной нетрудоспособности имело утверждение 14 августа 1937 г. инструкции «О порядке выдачи застрахованным больничных листов». Эта инструкция не утратила своей актуальности до сих пор, так как вместе с последовавшими в дальнейшем дополнениями она являлась основным документом, регламентирующим показания к освобождению больных от работы в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеваниями, травмами и т.п. Много внимания стало уделяться изучению анализа причин заболеваемости и разработке мероприятий по их предупреждению.
Огромные потери трудовых ресурсов вызвала Великая Отечественная война. Появилась новая категория инвалидов — инвалиды ВОВ. Особенностью данной категории было то, что в основном это были лица молодого и среднего возраста, которые, несмотря на тяжелые последствия ранений и травм, стремились продолжать свою трудовую деятельность (в классификации групп инвалидности, принятой в 1932 г., трудовые рекомендации для инвалидов I и II групп не предусматривались). Кроме того, было много инвалидов, у которых отсутствовала одна конечность, имелись обширные дефекты черепа, выраженный парез конечности и др. То есть появилась необходимость во введении понятия «выраженный анатомический дефект», дающего право на определение III группы инвалидности лицам с «выраженным анатомическим дефектом», но не потерявшим трудоспособность в своей основной профессии. В 1943 г. было издано инструктивное письмо, в соответствии с которым ВТЭК получила право устанавливать таким лицам III группу инвалидности.
В послевоенные годы возникла необходимость в упорядочении сроков переосвидетельствования инвалидов, введении трудовых рекомендаций инвалидам I и II групп, повышении квалификации врачей-экспертов. В связи с этим в 1945 г. на базе ЦИЭТИН была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы, на которой проходили обучение и усовершенствование специалисты-эксперты, организаторы здравоохранения, социального обучения и др. В 1948 г. состоялся I Всероссийский съезд врачей-экспертов, на котором были подведены итоги работы и намечены дальнейшие пути ее совершенствования. Главной задачей съезд признал разработку новой инструкции по определению групп инвалидности с учетом накопившихся замечаний (такая инструкция была подготовлена и утверждена в 1945 г.). В ней сохранялась трехгрупповая классификация инвалидности, было введено понятие «выраженный анатомический дефект», установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».
Вопросам врачебно-трудовой экспертизы стало уделяться значительно большее внимание, так как, с одной стороны, необходим был контроль за качеством проводимого лечения, соблюдением оптимальных сроков временной нетрудоспособности и своевременным направлением больных на медико-реабилитационную экспертную комиссию при наличии признаков инвалидности, а с другой стороны — следовало учитывать и социально-экономические аспекты за счет трудопотерь по временной и стойкой нетрудоспособности. Поэтому в 1955 г. приказом № 282 Министерства здравоохранения была введена должность заместителя главного врача по экспертизе трудоспособности, который одновременно назначался председателем врачебно-консультативной комиссии (ВКК).
1956 год ознаменовался выходом
нового Закона о
В последующие годы много внимания уделялось совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы, подготовке кадров, повышению квалификации врачей лечебно-профилактических учреждений, ВТЭК, совершенствованию системы социального страхования, социального обеспечения. В результате в 1963 г. было утверждено новое «Положение о ВТЭК», а в 1970 г. — «Список профессиональных заболеваний» и «Перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается бессрочно». Это имело большое значение, так как позволило освободить от переосвидетельствования многих инвалидов Великой Отечественной войны.
Важной вехой в становлении врачебно-трудовой экспертизы было принятие в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов и их семьям», согласно которому колхозники получили право на пособие по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности (I и II группы), а также в случае потери кормильца. Позже (1967 г.) на них были распространены и другие положения: увеличение минимального размера пенсий, введение пенсионного обеспечения инвалидам III группы вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, уравнивание возраста колхозников при выходе на пенсию по старости с возрастом рабочих и служащих.
Начиная с 70-х годов наряду с совершенствованием врачебно-трудовой экспертизы начинает развиваться реабилитационное направление, включающее медицинскую и профессиональную реабилитацию. Подмедицинской реабилитацией понимался «комплекс лечебно-профилактических мероприятий (медикаментозное, физио-терапевтическое, санаторно-курортное лечение, лечебная физкультура, психотерапия, при показаниях — хирургическое вмешательство), направленный на восстановление здоровья, трудоспособности и профилактику инвалидности» (Ю.Д. Арбатская, 1981). Одним из методов реабилитации считалось удлинение сроков временной нетрудоспособности сверх 4 месяцев после санкции на это ВТЭК при заболеваниях и травмах, имеющих благоприятный клинический и трудовой прогноз. В понятие профессиональной реабилитации включался комплекс мероприятий по рациональному трудоустройству больных и инвалидов, профессиональному обучению и переобучению, определению трудовых рекомендаций и др.
В эти же годы возникло понятие социальная реабилитация, под которой понималось активное воздействие на личность больного путем организации соответствующего образа жизни.
После распада СССР во многих бывших союзных республиках при проведении врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации использовались прежние нормативно-распорядительные документы. Однако в 1991 г. был принят «Закон о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», который определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, ввел новую концепцию инвалидности и дал ее определение. Согласно ст. 2 данного Закона «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в помощи и защите». Следует отметить, что подобный закон, защищающий права инвалидов, принят в Беларуси раньше, чем в других республиках бывшего СССР, включая Россию. Закон был направлен на защиту прав инвалидов, дал им возможность трудиться, ввел реабилитацию как вид социальной помощи инвалидам и обязанность лечебных учреждений.
Дальнейшее развитие реабилитация получила благодаря ст. 13 данного Закона, в которой было введено понятие «индивидуальная программа реабилитации инвалидов». В соответствии с этой статьей «медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных организаций инвалидов». Индивидуальная программа реабилитации определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, виды социальной помощи и является «документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйства».
Важность принятия Закона о социальной защите инвалидов заключается и в том, что после его выхода в Беларуси была проведена существенная реорганизация служб врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации, в результате которой служба ВТЭ была переименована в службу медико-социальной экспертизы с приданием ей новых задач, произошло объединение службы МСЭ и реабилитации. Это в свою очередь способствовало переименованию должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности в должность заместителя главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе и расширению его функциональных обязанностей. После выхода Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» ВТЭК была передана в систему здравоохранения с последующей ее реорганизацией в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) с приданием этой службе новых, более широких задач. Новое «Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 801 от 31 декабря 1992 г. В эти же годы для кадрового обеспечения реорганизованной службы МСЭ и реабилитации в номенклатуру врачебных специальностей была введена новая специальность — врач-эксперт-реабилитолог, при республиканской аттестационной комиссии создана подкомиссия для аттестации врачей по данной специальности, а в 1998 г. были приняты «Инструкция по определению инвалидности» и «Инструкция по определению причин инвалидности».
Однако выход «Закона о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» способствовал резкому увеличению показателей первичного выхода на инвалидность, так как был направлен на защиту только инвалидов, но не больных. Поэтому на МРЭК обратился большой поток больных за получением социальных льгот и гарантий, которые могли быть представлены инвалидам.
Следствием этого стал выход нового Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. Закон определяет государственную политику республики в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов как составной части охраны общественного здоровья в целях гарантий и обеспечения условий для его сохранения, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.
Согласно ст.19 Закона «при возникновении у больных дефекта здоровья в результате заболевания или травмы, в том числе при переходе заболевания в хроническую стадию, реабилитационные учреждения составляют индивидуальную программу медицинской реабилитации». Таким образом, в республике получила свое дальнейшее развитие единая служба реабилитации и медико-социальной экспертизы.
В 1993 г. был принят Закон «О здравоохранении», а 11 января 2002 г. — его новая редакция «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»». Данный Закон определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в сфере охраны здоровья.
В последние годы в нашей республике получила развитие новая концепция последствий болезни, разработанная экспертами ВОЗ и представленная как дополнение к Международной статистической классификации болезней (МКБ-9 и -10) в виде «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности». Применение этой концепции предопределило пересмотр основных документов по медико-социальной экспертизе, благодаря чему в 2002 г. утверждены «Инструкция по временной нетрудоспособности», «Инструкция по определению инвалидности», «Инструкция по определению причин инвалидности» и заканчивается работа над «Инструкцией по определению инвалидности у детей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, врачебно-трудовая, а затем медико-социальная экспертиза за годы своего существования превратилась в государственную систему, деятельность которой направлена на улучшение здоровья народа, сохранение трудоспособности, снижение или устранение имеющихся ограничений жизнедеятельности, профилактику заболеваний, повышение материального благополучия, улучшение условий труда и быта, максимальную интеграцию или реинтеграцию больных и инвалидов в общество.
1. Журавлева К.И. // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями: М-лы науч.-практ. конф. (Ленинград, 23—24 нояб. 1982 г.). — Л., 1982. — С. 17—22.
2. Задачи по достижению здоровья для всех / Европейское региональное Бюро ВОЗ. — Копенгаген, 1985.
3. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». — 1991.
4. Закон Республики Беларусь № 91-3 от 11.01.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»».
5. Лаврова Д.И., Андреева О.С. // Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. — Мн., 1996.
6. Марциновский Б.И. Врачебная экспертиза трудоспособности. — М., 1952.