Социализация детей в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие процесса социализации…………………………………………...…6
1.1 Сущность процесса социализации………………………………………......6
1.2 Виды социализации………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности социализации детей в дошкольных учреждениях…...15
2.1 Условия полноценной социализации детей………………………………..15
2.2 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста…….....23
2.3 Проблемы социализации детей в условиях ДОУ………….……………..29 Заключение………………………………………………………………...……..32
Список использованных источников………………………………………..….34

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ТАНЯ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной групп) приходит в детский сад, чтобы играть и гулять с друзьями. Больше всего детям в детском саду не нравится спать днём и делать то, что не хочется: не гулять, сколько хочется, не играть, сколько хочется. Огромное противоречие существует в требовании школы – научить всех читать и писать при желании ребёнка в основном играть. Известно и другое противоречие – у детей в большинстве детских садов нет условий для развития необходимых социальных навыков.[11, c. 45-70] Это и способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи воспитателя, умение отстоять свою точку зрения, если она не совпадает с точкой зрения взрослого, самоопределиться в своих желаниях, если они расходятся с желаниями большинства детей в группе и т. д. Заорганизованность педагогического процесса практически не позволяет ребёнку сделать самостоятельный выбор. В традиционном детском саду даже свободная игра детей занимает от тридцати до пятидесяти минут в день. Возникает вопрос, каким образом при такой ситуации развивать саморегуляцию поведения детей и какие социальные качества необходимо формировать в дошкольном возрасте? Безусловно, прежде всего, для определения «социального» у дошкольника необходимо учитывать возрастные особенности детей, проблемы конкретного детского коллектива. Ребёнку, чтобы стать культурной, социально развитой личностью, необходимо создать условия для освоения следующих социальных ролей: я– как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель города, я – как гражданин, я – как часть природы, я – как житель Земли, я – как частица Мироздания.

Определив содержание «социального» в дошкольный период, необходимо найти ту технологию, которая позволила бы, с одной стороны, реализовать это содержание, а с другой – увлекла бы детей, родителей и педагогов.[10, c. 14-18]

Социально-психологические исследования по данной проблематике показывают, что наибольший интерес у детей вызывает такая технология, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Моя семья – мои корни», «Мальчики и девочки» и т. п.

Структура ситуации месяца обязательно включает диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации, насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.), активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т. д.), создание проблемных педагогических ситуаций (ППС), создание коллективных проектов, использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ. Обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, изготовления костюмов, подарков, угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике). Проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему дети научились в течение месяца.

Выходная диагностика в различных формах («волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т. д.).

В чём же преимущества данной технологии? Во-первых, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоцинально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

Во-вторых, у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

В-третьих, воспитатель, работающий по такой технологии, неизбежно становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и возможные результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. [10, c.50-57]

Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт, а так же опыт и помощь родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители. В-четвёртых, меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка. Предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения. Разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду, а так же разработка родителями правил общения с сотрудниками ДОУ, друг с другом и другими детьми группы. Дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что, в конечном счете, приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.[5, c.85-90]

Проблемы социализации детей в условиях воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении оказывают самое непосредственное влияние на уровень его социализации. Оптимального уровня социализации может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже социализированны даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. 

 

Заключение

 

Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности. Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.

При тесном сотрудничестве с семьей дошкольное образовательное учреждение, изучив опыт и стиль семейного воспитания и взаимоотношения между членами семьи, будет способно обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей помогут в оказании помощи семье при возникновении проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношений родителей с детьми, что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.

Для того чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в дошкольном учреждении способствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Основные характеристики личности ребенка связываются развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения. Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации.    Разработанные рекомендации направлены на повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника. Предложенные рекомендации направлены на создание единой развивающей среды, способствуют более дифференцированному и индивидуальному подходу к воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного воспитания для построения взаимодополняющей тактической линии воспитательного воздействия.

 

Список использованной литературы

  1. Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга[текст]/Н.Н. Авдеева – К:. Кубанск, 2011.-537с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология[текст]/Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2006. -392с.
  3. Апарина, И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий курс семьи и проблемы социального инфантилизма молодежи// Отец в современной семье[текст]/И.И. Апарина – Вильнюс.:2008. – 33с.
  4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья[текст]/ Е.П. Арнаутова.- М.: Издательский дом Просвещение, 2001.-235с.
  5. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал[текст]/Э.Арутюнянц - М.: МГУ. 2010. –350 с.
  6. Асмолов, А.Г. Психология личности. – аналитический обзор[текст]/А.Г.Асмолов – М.: НТЦ Развитие, 2000.- 150с.
  7. Асп Э. К. Введение в социологию. Издательство: Алетейя, 2012. -256с
  8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии[текст]/ С.А. Беличева. – М.: Издательский дом просвещение, 2003. – 105с.
  9. Бобнева, М.И. Социальная норма и регуляция поведения.[текст]/ М.И. Бобнева – М.: Наука,2008.-278с.
  10. Богославец, Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении [текст]/ Л.Г. Богославец –М.: Издательство Педагог,2009.-№1(6) – 54с.
  11. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности  Хрестоматия по педагогике[текст]/А.А. Бодалева  –Б.: Изд-во БГПУ, 2007.-100с.
  12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[текст]/ Л.И.Божович. – М.:Издательский дом  Просвещение, 2008. -537с.
  13. Брушлицский, А.В. Социальность субъекта и субъект социальности.// Субъект и социальная компетентность личности[текст]/А.В. Брушлицский .-М.: Инст-т психологии, 2005. – 395с.
  14. Виноградова, Н.Ф.  Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада[текст]/ Н.Ф. Виноградова, - М.: Издательский дом просвещение, 2009.- 95с.
  15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя[текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика - Пресс, 2011.-93с.
  16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология[текст]/Л.С. Выготский. - М: Педагогика-Пресс, 2006. – 405с.
  17. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология [текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2004.-397с.
  18. Горлова, Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей[текст]/ Е.А. Горлова. – М.:Красноярск, 2009. –115с.
  19. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии[текст]/ В.В. Давыдов, - М.: Педагогика, 2012. -№1-2. –55 с.
  20. Давыдов, В.В. Развитие обобщения у детей// Психологическая наука и образование[текст]/ В.В. Давыдов. –М.:Педагогика, 2006. -№1. 98с..
  21. Давыдова, О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования[текст]/ О.И.Давыдова. –  Сборник научных статей. – Барнаул: Издательство  БГПУ, 2011. – 155с.
  22. Давыдова, О.И., Атемаскина, Ю.В. Защита прав детства: Метод.рек. для студентов и работников дошкольного образования[текст]/О.И. Давыдова, Ю.В. Атемаскина. - Барнаул, 2003.- 155с.
  23. Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в ДОУ[текст] /О.И. Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А. Майер. - М.: Издательский дом просвещение, 2005.- 105с.
  24. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание[текст] / Т. Данилина - М.: Педагогика,  2012.-  №2. 199с.
  25. Данилина, Д.А., Лагода, Т.С., Зуйкова, М.Б.  Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений[текст]/Д.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова . - М.: Издательский дом просвещение, 2003.-268с.
  26. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание[текст] / Т. Данилина. – М.: Педагогика,  2011. №1. 56с.
  27. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений[текст]/ Т.Н. Доронова. – М.: Педагогика, 2012. –138 с.
  28. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание[текст]/Т.Н.Доронова.- М.: Педагогика, 2012.- №3. 95с.
  29. Доронова, Т.Н.,  Соловьева, Е.В., Жичкина, Мусиенко, С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений[текст]/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко.- М.: Педагогика, 2011.- 110с.
  30. Закон Российской Федерации «Об образовании»[текст]/. - М., 2002.
  31. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка[текст]/А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. –300с.
  32. Зверева, О.Л. Детский сад и семья: первые годы революции и современность// Управление ДОУ[текст]/О.Л. Зверева. – М.: Педагогика, 2012. №4. 120с.
  33. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект[текст]/О.Л.Зверева, Т.В. Короткова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 250с.
  34. Маркова, Т.А.  Детский сад и семья[текст]/ Т.А. Маркова. - М.: Издательский дом просвещение, 2006. – 205с.
  35. Мудрик А.В. Социализация человек: учеб. Пособие для студ. высш. заведений / А.В. Мудрик. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.
  36. http://cde.ael.ru/electronik/sociologia/
  37. http://sociologyst.ru/108-socializaciya-lichnosti.html

 

 


Информация о работе Социализация детей в дошкольных учреждениях