Социализация и жизненный путь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности.
Актуальность выбранной темы очевидна: каждый человек проходит через социализацию, получает необходимые для современной жизни в обществе навыки, делится своими знаниями с другими людьми и в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные, а значит формирует себя и общество.

Содержание работы

Введение. стр 3
Глава 1.
Процесс и стадии социализации человека. стр 4-9
Социальная роль и социальный статус стр 9-12
Социальные институты стр 12
Глава 2.
2.1 Механизмы социализации личности. стр 13-15
2.2 Социальные нормы. стр 15-18
Вывод стр 18-20
Список литературы стр 21

Файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение - всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни - вещи совершенно разные.

Невозможно обучиться  социальной роли по книжкам или методом  деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать  не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и  служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация - такой  процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или  иной предмет. Примеров ускоренного  обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился  родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые  процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно  ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть  духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

 

1.2. Социальная  роль и социальный статус.

В чем же проявляются те нормы, которые усваивает индивид в процессе социализации? Они проявляются в его поведении, в том, как он определяет свое место относительно других людей. В социологии эту сторону человеческого существования принято описывать при помощи понятий социальной роли и социального статуса.

Социальная роль и  социальный статус являются очень близкими и почти синонимическими понятиями. Разница между ними сводится к тому, в каком контексте они используются. если термин «роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, то есть к его поведению, то термин «статус» соотносится главным образом с социальной системой, которая по определению статична.

кроме того, социальная роль является более мелкой единицей, поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, который занимает индивид в данном обществе.

Социальная роль- это  способ поведения, который соответствует принятых в данном обществе нормам, выражающимся в ожидании окружения , и зависит от социального статуса человека. Роль может быть рассмотрена также как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Социальная роль может  быть охарактеризована по следующим  важным аспектам ( их выделил американский социолог Т.Парсонс)

  1. Способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения этих целей.
  2. формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях.
  3. Приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретенными. Например, мальчики и девочки в детстве обычно играют в разные игры, тогда как в юности их выбор  становится более сознательным и более свободным.
  4. Масштаб связей: социальная роль личности связана с другими ролями, однако одни роли предполагают взаимодействие со множеством лиц, тогда как другие- с их ограниченным числом
  5. Эмоции: одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения, тогда как другие требуют экспрессивности.
  6. Мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций. В то же время отсутствие мотивов приводит к тому. что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

 Социальная роль  распадается на ролевое поведение,  то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания- то, чего ждут носители роли окружающие. Естественно, между поведением ми ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций- наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

В то же время ролевые  ожидания допускают некоторые колебания  в ролевом поведении: главное, чтобы  они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы.  Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и  ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписываются культурой, что создает некоторую свободу ( или иллюзию свободы) для индивида.

Роли условно можно  разделить на три группы: 1. роли-для-всех, 2. роли-для-группы, 3. роли-для-себя. Первые роли характеризуют поведение человека постоянно, он исполняет их независимо от того, в какой ситуации он находится и кто его окружает. Роли-для-группы имеют более узкую сферу использования, к соответствующим стандартам поведения человек прибегает в зависимости от ситуации, главным образом от того, с кем он общается. Такие роли вырабатываются в рамках взаимодействия между конкретными людьми и, как правило, не могут быть всеобщими, характеризующими все общество в целом. Наконец, роли-для-себя представляют собой совокупности тех характеристик человека, которые формулируют его тобраз в его собственных глазах, грубо говоря, то, что человек « разыгрывает» перед самим собой.

Именно на этом основании  различают социальные и межличностные роли. Социальные роли, как правило, регулируют деятельность индивида в формализованных группах. Межличностные роли человек принимает в личном взаимодействии в составе неформальных групп, прежде всего первичных.

Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Интеграция социальных ролей осуществляется благодаря  личности, которая их в себя и  превращает в инструменты достижения целей и способны адаптации к социальному контексту.

 

 

    1.  Социальные институты.

социальный институт- это повторяющиеся формы и  типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.

Социальный институт формирует институциональные отношения. Институциональные связи являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом в целом для удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

  1. он существует как набор социальных норм и предписаний , которые определяют правильные типы поведения
  2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества
  3. институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов
  4. социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания , лежащие в основе института, белее менее  успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

- белее или менее  четко сформулированные цели  своей деятельности 

- набор социальных  статусов и ролей, предписываемых индивидам

- систему санкций,  при помощи которых контролируется  поведение индивидов

- конкретные частные  функции, направленные на удовлетворение  потребностей

Основные функции, которые  социальные институты выполняют  в обществе- это функции социального  управления и социального контроля. Благодаря этому обществу удается обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными средствами такого контроля являются правовые имморальные нормы, обычаи, административные решения и т.д.

 

 

Глава 2.

2.1 Механизмы социализации личности.

Рассматривая вопросы  социализации личности, нельзя не сказать  о том, что в зарубежной психологии этой проблеме издавна уделяется  большое внимание. Она оказалась  на стыке социальной психологии, психологии личности, психопатологии, педагогики, психогенетики и многих других наук. В частности, вопросы наследственности и приобретения каких-либо качеств в личности исследуются батареями тестов, с опорой на самые разные психологические школы: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт, интеракционизм, символизм, конфликтологию, иррационализм и другие.

 

Каждый исследователь  обязательно какому-то направлению  симпатизирует, какие-то считает недостаточно серьезными, какие-то полностью отрицает. Каждый имеет собственное мнение.

М. Аргайлу отличается особой тщательностью анализа результатов, полученных им самим и другими  экспериментаторами. Начиная с ранних психоаналитических достижений, Аргайл постепенно и последовательно рассматривает  труды ученых разных направлений, публиковавших и публикующих свои работы в разные периоды их научной деятельности, исчисляемые нередко десятилетиями.

Как правило, Аргайл не соглашается  с одной или несколькими точками  зрения на процессы социализации, но считает, что в качестве гипотез любая из них правомочна, даже если выдвигаются положения, основанные на опытах с низшими животными. Например, он обстоятельно анализирует результаты работы бихевиористов с крысами, вырабатывавших у подопытных животных определенные навыки приема пищи и опорожнения кишечника методами награждения и наказания.

Названный опыт он пытается интерпретировать с позиций различных  направлений психологической науки  и находит наиболее, как ему  кажется, адекватный и, главное, перспективный  подход. Основная идея такого рассмотрения состоит в том, что нет одного универсального подхода и метода анализа, но в каждом конкретном случае любой из них может быть наиболее адекватным. Так в случае с крысами, действительно, не очень высоко социализированными животными, наиболее перспективным показался именно бихевиористский подход, соединяемый с психоанализом. Далее Аргайл соединил данный эксперимент с кормлением ребенка грудью матери и выработкой навыков опорожнения кишечника ребенка с помощью тех же методов поощрения и наказания [Аргайл М. Социальная психология. На английском языке. Лондон, 1985. С. 19].

Показывая механизмы  овладения социальными нормами  группы, М. Аргайл предупреждает, что, чаще всего, человек приспосабливается  к нормам именно конкретных социальных групп. Оказываясь в одиночестве, такие люди ведут себя различно. Одни показывают нескрываемую податливость без внутреннего содержания, другие же, потому, что имеют собственное осмысление. Условия, при которых внутреннее содержание имеет место, могут быть образованы на основе идентификации, когда субъект берет другого индивида в качестве образца для подражания и чувствует, что обманывает ожидания, если не состоянии жить согласно этому образцу [Там же, С. 20]. Кстати, о подобных случаях писали еще А. Бандура и его соавторы в одном из сборников статей, обсуждаемых на симпозиуме по мотивации поведения (США, штат Небраска, 1962).

 

Доказано, что одна и  та же личность ведет себя совершенно различным образом в, казалось бы, совершенно похожих ситуациях. Например, перед и после употребления обильной еды. Изменения в поведении будет определять степень голода.

На чисто психологическом  уровне найдено, что кровяное давление человека, когда он голоден, отличается от того, когда его накормят.

Известно так же, что  даже отношение человека к деньгам зависит от его материального положения, но на конкретных поступках, связанных с добыванием денег, это прямо не сказывается. Все зависит от мотивации и социальных норм, усвоенных конкретной личностью, степени их осознанности. Однако, некоторая мотивация может быть неосознаваемой, и тогда поведение называется немотивированным. На деле же, оно просто не осознано. Например. Субъекта гипнотизируют и внушают ему, что он должен открыть окно в определенный час. Перед пробуждением ему говорят, что открывать окно уже не надо. Когда приходит назначенное ранее время, субъект робко открывает окно. Его просят объяснить, почему он это сделал? Ответ отражает, что он не осознает подлинной мотивации, а просто выдумывает некоторую причину своих действий.

Безусловно, мотивация связана с потребностями человека как живого существа: прежде всего, с необходимыми для сохранения баланса воды, сахара и других биохимических составляющих жизни.

Некоторые человеческие поступки и почти все животное поведение мотивируются биологическими побуждениями - голодом, жаждой, полом. Они как бы автоматически саморегулируют жизнедеятельность своего организма, поддерживающего равновесие необходимых биохимических веществ. В цивилизованных условиях биологические потребности людей удовлетворяются, в основном, регулярно (за исключением половых для молодых и пожилых людей).

Но потребности человека (впрочем, как и животного) имеют  свойство расти и видоизменяться. Соответственно, изменяется и мотивация  их удовлетворения.

Информация о работе Социализация и жизненный путь человека