Социализация и жизненный путь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности.
Актуальность выбранной темы очевидна: каждый человек проходит через социализацию, получает необходимые для современной жизни в обществе навыки, делится своими знаниями с другими людьми и в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные, а значит формирует себя и общество.

Содержание работы

Введение. стр 3
Глава 1.
Процесс и стадии социализации человека. стр 4-9
Социальная роль и социальный статус стр 9-12
Социальные институты стр 12
Глава 2.
2.1 Механизмы социализации личности. стр 13-15
2.2 Социальные нормы. стр 15-18
Вывод стр 18-20
Список литературы стр 21

Файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Социальные  нормы.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

 

Первый тип – это  нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих  бригадах, спортивных командах). Они  называются «групповыми привычками».

Второй тип – это  нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Именно с нормативностью социального поведения связаны  ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как  в поведение индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении.

Социальные нормы выполняют  в обществе очень важные функции. Они:

·    регулируют общий ход социализации;

·    интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;

·    контролируют отклоняющееся поведение;

·    служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удаётся  достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы –  это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это  ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда  одни пешеходы движутся по правой стороне  улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

·    как стандарты поведения (обязанности, правила);

 

·   как ожидания поведения (реакция других людей).

Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

Социальные нормы имеют  всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма  распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в  повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных  общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития.

Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого  поведения. Она означает также и  само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки становятся правилом.

Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами, придающим нормам «объективную властность».

Социальные нормы чрезвычайно  разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения.

Все социальные нормы  можно классифицировать в зависимости  от того, насколько строго соблюдается  их исполнение:

За нарушение одних  норм следует мягкое наказание –  неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определённая степень  неподчинения нормам существует в любом  обществе и в любой группе. Нарушение  дворцового этикета, ритуала дипломатической  беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

 

Юридическая же наука  подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев как :

·    способ формирования;

·   сфера действия;

·   социальная направленность.

С этой точки зрения выделяются:

Правовые нормы: Они  закрепляются в законах издаваемых государством, четко описывает границу  поведения и наказания за их нарушение. Они выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы формируются  в процессе утверждения, развития моральных  взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и урегулированных правом).

Политические нормы: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

Эстетические нормы: они  закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Религиозные нормы: это  установленные религиозными организациями  или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают «не убий, не укради» так и правовые запрещают такие действия.

Корпоративные нормы: это  установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией.

Нормы обычаев, традиций: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки.

Приведенная выше классификация есть общепринятая и наиболее распространенная.

Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая  деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в  их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического развития, национальными особенностями, существующими экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием.

 

 

 

 

Вывод.

Под социализацией принято  понимать усвоение человеком социального  опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация - это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Воспитание (в его традиционном понимании) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия  на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система восипитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

В условиях модернизации российского общества изучение проблем  социализации и воспитания имеет  важное значение для уяснения возникающих  противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и вопитания молодёжи:

. Существования остаточных  явлений предыдущего общества, которое  под воздействием реформ трансформируется  в новое социально-экономическое,  политическое и духовное общественное устройство.

. Действие объективных  законов современного общества, неизбежность борьбы нового со  старым, прогрессивного с консервативным.

Так в условиях реформирования системы образования стало проявляться  противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.

. Нарушение объективных  законов общественного развития, нравственных, правовых и политических  требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных  отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты.

Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явилось следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания

Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. В.Ю. Касьянов «Основы социологии и политологии», издательство Феникс. 2006 г., стр 125- 173
  2. www.wikipedia.ru
  3. www.bibliofond.ru

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социализация и жизненный путь человека