Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 09:50, реферат
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА……………………………………………………………………….5
1.1. Основные положения теории социализации……………………………….5
1.2. Основные подходы к периодизации социализации………………………..6
1.3. Фазы социализации…………………………………………………………12
1.4. Каналы и механизм социализации молодёжи в современном обществе………………………………………………………………………….14
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………..19
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»……………………………………………19
2.2. Рассмотрение проблемы социализации в статье Н.Г. Марченковой «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью»…………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Некоторые ученые придают этому этапу социализации особое внимание. Так, Э. Эриксон считал, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности.
Наконец, завершающий этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности.
Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие «умирающий» предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. На этом этапе происходит осмысления пройденного жизненного пути, его анализ, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.
1.3. Фазы социализации
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Социализация обычно предполагает происхождение трех фаз.
Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и применяют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют «в семью». Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям.
Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и «переписывать» свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта.
Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.
Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника – члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать фазу адаптации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живых организмов к меняющимся условиям жизни в результате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения. В социологии же адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды, а также изменение среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Основной функцией адаптации является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся типичных проблем, путем использования принятых способов социального поведения, действий. Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную формы.
Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей, безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Активная форма заключается в стремлении личности не только освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить.
Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности – субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исходя из которого адаптационный процесс зависит не только от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-психологическая, социально-политическая, социокультура. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все направления адаптации не изолированы друг от друга, а наоборот взаимосвязаны и обусловлены.
Процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления – текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д.
1.4. Каналы и механизм
социализации молодёжи в
Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Существуют макро-, мезо - и микрофакторов, влияющие на социализацию личности. Макрофакторы - это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует [10, С.103].
На основе рассмотренных факторов можно выделить каналы социализации молодежи – традиционные и новые каналы социализации.
Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.
Традиционный канал социализации оказывает влияние на нравственные качества. Наиболее распространенными являются: семья, круг друзей.
В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи [8, С.46].
Итак, наиболее значимыми для социализации молодежи является новый канал. Это обуславливается тем, что новый канал социализации влияет на формирование молодежи, их моральные, деловые качества.
Авторы выделяют разные механизмы социализации, такие как: рефлексивный, традиционный, стилизованный, институциональный.
Понятие «механизм» в социологии – направление, являющееся в сущности, одной из крайних форм позитивизма. [11, С.68]
Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.
Так же существует традиционный механизм, представляющий собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.
Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой - комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.
Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых - производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие [8, c.59].
Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. Университет-среда социализации молодежи.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «молодежь» рассматривается разными научными исследователями. В наше время нет единого понятия «молодежь», но в определениях есть общие характеристики такие как: молодежь – это группа, которая имеет свои особенности с учетом возраста. Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»
В своей статье В. Чудинова пишет о том, каким образом чтение литературных произведений влияет на процесс социализации детей и подростков, почему у детей уменьшается интерес к чтению книг.
Острое неблагополучие, характерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культуры. Между тем, противоречия и проблемы, назревшие в области функционирования и развития детской литературы, литературного образования и воспитания, т.е. системы детской литературы как особого социального института, давно уже нуждаются в осмыслении. Как развивается сегодня эта область? Какие тенденции здесь преобладают? Какие проблемы возникают у детей и подростков при освоении литературной культуры? Необходимо заметить, что накопление информации подобного рода происходило в основном в ходе зондажных опросов, а также в исследованиях педагогов, библиотечных работников, книговедов и др. Имеющиеся на сегодня данные позволяют лишь обрисовать контуры проблемной ситуации и целом, провести ее структурирование по наиболее крупным комплексам проблем. Педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его