Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 09:50, реферат
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА……………………………………………………………………….5
1.1. Основные положения теории социализации……………………………….5
1.2. Основные подходы к периодизации социализации………………………..6
1.3. Фазы социализации…………………………………………………………12
1.4. Каналы и механизм социализации молодёжи в современном обществе………………………………………………………………………….14
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………..19
2.1. Анализ статьи В.П. Чудиновой «Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы»……………………………………………19
2.2. Рассмотрение проблемы социализации в статье Н.Г. Марченковой «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью»…………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
престижа.
Особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации (СМК). К традиционным средствам — печать, государственное теле- и радиовещание — ныне добавляются видеотехника, кабельное телевидение и т.д. Характерная черта социализации в этих условиях — усиление влияния СМК, зачастую превышающее влияние на развитие личности традиционных институтов образования и воспитания. Рассмотрим этот процесс в двух аспектах: поведенческом и ценностном. Данные зондажных исследований НИИ книги свидетельствуют: по оценкам родителей, 33% детей не любят читать . Социологи отмечают в среде подростков падение престижа чтения и смещение его на 4—5 место. Недавние исследования выявили тенденцию к развлекательности . О том, что мы становимся обществом «вторично неграмотных», косвенно свидетельствуют и данные педагогов. Исследование, ставившее целью выяснить, насколько учащиеся владеют элементарными навыками работы с книгой (чтением, составлением плана и т.п.), показало, что из 1200 школьников разных классов это умеют только 0,3% . По мнению специалистов, сегодня можно говорить об острой потребности подрастающего поколения в квалифицированных помощниках для освоения литературной культуры (сюда относятся библиотекари, учителя, родители, иные категории воспитателей).
В то же время усиливается влияние СМК и массовой культуры на социализацию детей и подростков. Если мы обратимся к опыту стран, прошедших эту стадию до нас, то увидим, что там ситуация, квалифицируемая как «катастрофа с чтением», привела к проведению разнообразных программ по «стимуляции чтения», «терапии чтения» и объединению усилий всех специалистов, работающих с детской книгой.
Книжная политика, долгие годы строившаяся на идеологических основаниях,
в отрыве от реальных интересов и запросов читателей и формируемая по «остаточному принципу», в конце концов привела к огромному хроническому дефициту самых разных видов литературы. В частности, спрос на детскую в минувшее десятилетие удовлетворялся в среднем на 30—35% . Одна из серьезных причин состоит в том, что разнообразные программы издания детской литературы разрабатываются в известном смысле вслепую, в условиях отсутствия знаний о реальной картине детского чтения в стране. По данным НИИ книги, каждый третий ребенок не имеет возможности удовлетворить свои читательские потребности . Происходит процесс «социальной депривации» детей при освоении ими литературной культуры. Отметим и такую специфическую характеристику ребенка как читателя: книга нужна ему «здесь и теперь», т.е. немедленно, т.к. он быстро переключается с одного на другое. И если ребенок не получит определенную книгу вовремя, то либо возьмет иную, либо вообще перестанет читать. Кризисные процессы уже давно охватили социальные институты, связанные с образованием, культурой и воспитанием детей и подростков. В школах по-прежнему отсутствуют дисциплины, знакомящие с мировой художественной культурой. Новые подходы к «диалогу культур» только осваиваются педагогами. Одной из тяжелых проблем остается проблема школьных учебников. Написанные сложным для детского восприятия языком, они рано или поздно вызывают отвращение к учебе, к интеллектуальному труду. Программы для обучения детей чтению и программы по литературе для детей и подростков, списки для внеклассного чтения наряду с литературной классикой содержат много устаревших в познавательном духовном отношении произведений, «идеологически выдержанных» в рамках прежних клише и стереотипов. Чтение младших школьников обычно жестко детерминировано программой. Дети много читают «по обязанности», что нередко вызывает спад интереса, а иногда и отвращение к чтению. Это во многом обусловлено выбором произведений.
Хрестоматии для младших школьников включают далекую от реальных интересов и потребностей детей и подростков литературу . В результате —разрыв между "нормативным» чтением (по заданию) и чтением «свободным» (по желанию самого ребенка). С возрастом разрыв усиливается, достигая максимума у подростков. Кроме того, учителя-предметники обычно крайне слабо ориентируются в литературе для детей, особенно современной.
Значительную трансформацию претерпевает и семья, как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. За последнее время особенно усилилась дифференциация семей по уровню доходов, а также в плане потребления культуры. Неравенство возможностей — «неравный старт» — проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным образованием малыша занимаются чуть ли не с момента его рождения, тогда как в других не занимаются вообще. Дети приходят в школу, резко отличаясь по уровню литературного развития, умению читать и писать, «литературному багажу» (знанию произведений детской литературы, литературных героев и т.п.) Невзирая на это, школа предъявляет единые требования к чтению и литературному обучению детей, заложенные в школьных программах и списках по внеклассному чтению.
И еще одна проблема, касающаяся социальной депривации детей в сфере культуры — это судьба традиционных институтов культуры, связанных с книгой. Кризисное состояние библиотек, в том числе детских и школьных, усиливается сегодня в условиях роста цен на книги. Сокращаются возможности комплектования библиотек разнообразной литературой, необходимой для развития ребенка, тогда как во многих регионах страны библиотека — практически единственный гарантированный источник получения литературы. И если он перестанет функционировать, многие дети останутся вообще без книг.
Несмотря на огромный интерес детей и подростков к фантастике, она оказалась в "пасынках" у книгоиздания. Поскольку целенаправленных отбора и издания лучших произведений такого плана практически не велось, спрос на них долгие годы оставался неудовлетворенным. К перечню проблем можно добавить проблему перевода и издания лучшей современной мировой детской литературы, проблему детской периодики и другие. «Ножницы» между потребностями детской аудитории и скудным выбором, предлагаемым в книжных магазинах и библиотеках, все увеличиваются. Так, при дефиците разнообразной детской литературы репертуар массового чтения искусственно деформируется. В этой ситуации именно произведения невысокого художественного качества — литературные суррогаты — влияют на формирование личности. Расслоение исследуемой читательской аудитории в первую очередь происходит при освоении eю действительных ценностей литературной культуры. Проблема «нечтения», «нечитателя», «плохого читателя», а также «норм» чтения не столь проста, как кажется на первый взгляд. Всегда ли плохо, если ребенок отказывается читать? Мотивация чтения имеет непосредственное отношение к «качеству» детской литературы — ее художественным достоинствам, степени доступности для восприятия юным читателем, а также к содержанию. Очевидно, что дошедшая до нас литературная классика практически целиком вошла в «золотой фонд» мировой литературы.
«Мы усиленно рекомендуем - навязываем! — особенно подросткам, одни
книги, а они — по собственному выбору — читают совсем другие! ...А чему тут удивляться? Этот... спрос был запрограммирован долголетним перекосом некоторых структур детской и юношеской литературы... в сторону казенного, волевого „переиздания" действительности, насаждения утопий. Удивительно ли, что после этого принудительного и противоестественного ассортимента наших детей потянуло на пряное и нередко низкопробное чтиво. А то и вообще подальше от литературы, от книги!.. Нужно понять, что оторванная от жизни пропаганда —это и есть оборотная сторона и первопричина чтива, вообще — духового распада» .
Педагоги, библиотекари, писатели, литературные критики с тревогой обсуждают острую нехватку книг о современной жизни детей, об их реальных проблемах, отмечают, что поток «возвращенной литературы», снятие запретов на ранее запрещенные темы не коснулись литературы детской. Накладываясь одна на другую, перечисленные проблемы все сильнее отчуждают детство от литературной культуры.
Государственные структуры управления не уделяют должного внимания изучению системы «ребенок — культура», не признают приоритета исследований детства в ряду социальных исследований и, естественно, отказываются финансировать соответствующие проекты.
Мы оторваны от мирового научного сообщества специалистов по детскому чтению и литературе для детей. Во всем мире уже созданы и активно функционируют центры (институты, общества, ассоциации), объединяющие ученых разных отраслей знаний. Существует международный центр, помогающий организациям и отдельным специалистам разных стран. Однако несмотря на то, что имеется советская секция IBBY (Международный совет по детской и юношеской литературе), у нас до сих пор нет картины исследований детского чтения в мире. И это не удивительно, т.к. ведущие информационные центры и библиотеки практически не комплектуют соответствующие издания, отсутствуют переводы и рефераты, почти нет обзорной информации. Детское чтение делится на «литературное образование», «чтение по школьной программе», «библиотечное чтение», «досуговое чтение» и т.д. Искусственно вычленяются различные его части, которые рассматриваются под разными углами зрения, и как правило, вне связи с широким социокультурным контекстом. Если же рассматривать детское чтение в рамках социологии литературы , то базовым принципом, закладываемым в исследовательские концепции, станет вытекающий из самой природы социологического знания системный подход. Рассматривая детскую литературу как часть литературной системы, можно увидеть, по каким ее разделам («узловым элементам») шло у нас накопление социального знания: выявляется отсутствие работ по целому ряду направлений . Развитие социологии детской литературы шло у нас преимущественно в направлении изучения чтения детей и подростков (хотя эти работы в основном носили прикладной характер и проводились в малом количестве). Здесь исследовался только один элемент литературной системы —«читатель». Другие элементы —«издатель», «критик», «писатель», да и сама «детская литература» — практически оказались вне поля зрения специалистов. В социологическом рассмотрении нуждаются книгоиздательская политика и система книгоиздания для детей, особенно в новых условиях. Нет ни одной работы по социальным аспектам критики детской литературы. Следует уделить внимание феномену «бестселлеров», пользующихся неизменным спросом у детей и подростков. Почти не изучена читательская аудитория детских авторов. Но особенно удручает отсутствие социологических исследований текстов различных видов и жанров детской литературы. Это направление интенсивно развивается за рубежом в последнее десятилетие. Сюда относится, например, изучение половых ролевых стереотипов в современной детской литературе, проблемы отражения профессиональной структуры общества, изображение школьной жизни и образов детства в книгах для детей и т.д. Изучение социализации детей и подростков нуждается в обобщении и систематизации. Развитию этого направления могла бы способствовать интеграция научного знания из разных областей наук — педагогики и психологии, литературоведения и литературной критики, лингвистики и др. Социология детской литературы сегодня могла бы стать частью развивающейся у нас в последнее время новой области — социологии детства. С другой стороны, она также входит составной частью в общую социологию литературы, и могла бы развиваться в ее рамках.
Общий анализ развития социологии детской литературы однозначно свидетельствует о том, что до сих пор у нас лишь частично развивались отдельные стороны этого направления. Сегодня требуется собрать «рассыпанную» по разным источникам информацию и привести ее в систему, структурировав в рамках социологии литературы.
В ближайшем будущем можно ожидать нарастания социальной депривации детства, в том числе в сфере литературной культуры, а также усиления отчуждения детей от литературы и чтения, выход — в продуманной социальной политике, гарантирующей права ребенка на получение информации и литературы. Но для того, чтобы разработать комплекс мер, нужно иметь картину реальных процессов в культуре детства, включая культуру литературную.
2.2.Рассмотрение проблемы социализации в статье Н.Г. Марченковой «Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет - зависимостью»
В своей статье Н. Г. Марченкова говорит о том, каким образом интернет влияет на социализацию индивида, вследствие чего возникает интернет-зависимость и как она влияет на жизнь не только конкретного человека, но и людей, окружающих его.
В результате стихийного увлечения Интернетом мы имеем на сегодняшний день довольно широкую картину социальных, педагогических и психологических девиаций в социализации современной молодежи и подростков. Все более настоятельной является необходимость изучить его влияние на социализацию личности подростка.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и деятельностью людей в реальном и онлайновом времени в связи с вхождением нового поколения в интернет-пространство. Каждая личность может выносить из объективно одинаковых ситуаций свой социальный опыт, как позитивный, так и негативный.
Социализация подростка осуществляется в ходе его деятельности, которая в этом возрасте включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно- потребностной сферы личности. Таким образом, особенности социализации личности в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.
Интернет-технологии создают условия для более раннего по сравнению с предыдущим поколением включения подростка в социальную деятельность: компьютер – современное орудие труда, современное орудие производства, которым он уже владеет. Посредством интернета он может участвовать в экономической, культурной, политической, научной жизни общества. В компьютеризированной деятельности у него формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля при «переводе» практической задачи на язык компьютерных технологий. Все это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности подростками, активно включенными в компьютеризированную деятельность.
Влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой интернет-аддикции существует возможность развития отдельных способностей, Я-концепций и мотивационной сферы в целом. Особый интерес представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью», или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство интернета, задающее ситуацию безопасности, – анонимность. Другие свойства интернета – пространственно-временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности – создают предпосылки для интенсификации общения на личностном уровне.
Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек – человек» у подростков, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека- деятеля и плохо развиты свойства человека – субъекта социальных взаимоотношений.
Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений.
Нечеткое осознание компонентов эмоционально- чувственной сферы при восприятии другого свидетельствует о низком уровне погруженности в данную сферу человеческого бытия в целом, вырождении ее регулятивной функции.
Описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание ими социально-нормативных отношений в целом. Так, например, изменяется поло-ролевой компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития и др.
Выявлено, что у опытных пользователей компьютерных технологий восприятие и понимание другого человека и взаимодействие с ним подчиняются ценностной ориентации личности на активное достижение в деятельности, а у неопытных пользователей – ценностной ориентации на продолжение отношений. В ценностном образе другого у опытных пользователей компьютерных технологий доминируют деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, выступая основным регуляторами межличностных отношений, что выражается в форме их чувствительности к оценке образа другого прежде всего как субъекта-деятеля.