Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:47, контрольная работа
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1.Изучить сущность и содержание процессов социализации личности.
2.Рассмотреть стадии, способы и средства социализации личности
3.Ответить на поставленные вопросы:
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.…………………………………………………….……………………5
2.Стадии, способы и средства социализации личности…………………………………………………………………..…….9
3.Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................16
Заключение………………………………………………....…………………….17
Список использованной литературы……………………………………..……18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Личность и социальная среда.
Социальная динамика личности: сущность
и содержание процессов социализации
личности.…………………………………………………….
2.Стадии, способы
и средства социализации личности…………………………………………………………
3.Социализация не может сводиться
только к обучению и воспитанию ребенка.
Объясните почему. Можно ли удлинить или
сократить процесс социализации? Почему?.......................
Заключение………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………..……18
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в XIX веке. В главных своих сочинениях - «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Данная тема весьма актуальна, поскольку проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, так как каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека.
Предметом исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических и социальных факторов.
Объектом исследования выступает стадии социализации личности.
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1.Изучить сущность и содержание процессов социализации личности.
2.Рассмотреть стадии, способы и средства социализации личности
3.Ответить на поставленные вопросы:
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка?
Можно ли удлинить или сократить процесс социализации?
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
Существуют различные
взгляды на процесс формирования
личности. С точки зрения одних, каждая
личность формируется и развивается
в соответствии с ее врожденными
качествами и способностями, а социальное
окружение при этом играет весьма
незначительную роль. Представители
другой точки зрения полностью отвергают
врожденные внутренние черты и способности
личности, считая, что личность - это
некоторый продукт, полностью формируемый
в ходе социального опыта. Таким
образом, в формировании личности участвуют
как биологические особенности
личности, так и ее социальный опыт.
В. Ядов определил «Личность» как
целостность социальных свойств
человека, продукт общественного
развития и включения индивида в
систему социальных отношений посредством
активной деятельности и общения".
В соответствии с этим определением
личность развивается из биологического
организма исключительно
Процесс формирования личности имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»
Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность. Личность как объект проявляется в усвоении социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека;
Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Личность как субъект характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.[3, c. 152]
На формирование личности, влияют следующие факторы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.
Биологическая наследственность. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.
Физическое окружение. В сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Личность, обладающая общими для данного общества чертами называется "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.
На формирование личности
определенное влияние оказывают
биологические факторы, а также
факторы физического окружения
и общие культурные образцы поведения
в отдельной социальной группе. Однако
следует помнить, что главными факторами,
определяющими процесс
Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.
Групповой опыт. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется.
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я». Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. Если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
Итак, процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я" -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я" -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.[2, c.96]
Отличие социализации от формирования заключается в следующем:
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.[6, c.356]