Социализация как фактор личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1.Изучить сущность и содержание процессов социализации личности.
2.Рассмотреть стадии, способы и средства социализации личности
3.Ответить на поставленные вопросы:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.…………………………………………………….……………………5
2.Стадии, способы и средства социализации личности…………………………………………………………………..…….9
3.Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................16
Заключение………………………………………………....…………………….17
Список использованной литературы……………………………………..……18

Файлы: 1 файл

социология 22.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Из вышесказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

 

 

 

2.Стадии, способы и средства социализации личности

    Во всех культурах  принято делить биологическое  время на соответствующие социальные  единицы. Если рождение, половое  созревание, зрелость, старение и  смерть являются общепризнанными  биологическими фактами, то именно  общество придает каждому из  них вполне определенное социальное  значение.

Выделяют следующие стадии социализации:

    1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения  до подросткового периода ребенок  усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить  себя среди других, критическое  отношение к общественным нормам  поведения). В подростковом возрасте  стадия индивидуализации, самоопределения  "мир и я" характеризуется  как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво  в мировоззрении и характере  подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

     3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое  место в обществе, "вписаться"  в общество). Интеграция проходит  благополучно, если свойства человека  принимаются группой, обществом.  Если не принимаются, возможны  следующие исходы:

    - сохранение своей  непохожести и появление агрессивных  взаимодействий (взаимоотношений) с  людьми и обществом;

    - изменение себя, "стать как все";

    - конформизм, внешнее  соглашательство, адаптация.

    4. Трудовая стадия  социализации охватывает весь  период зрелости человека, весь  период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия  человека на среду через свою  деятельность.

    5. Послетрудовая  стадия социализации рассматривает  пожилой возраст как возраст,  вносящий существенный вклад  в воспроизводство социального  опыта, в процесс передачи его  новым поколениям.[5, c. 52]

    Передача индивидам  наследия культуры, установленных  в данном обществе образцов  поведения и способов деятельности  главным образом является основной  функцией социальных институтов. Социальные институты – это  исторически сложившиеся устойчивые  формы совместной деятельности  людей. Социальные институты являются  основными структурными элементами  общества. Они включают в свой  состав систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения  людей.

    Агентами социализации  называют институты, группы и  отдельных людей, которые оказывают  значимое влияние на социализацию. На каждом этапе жизненного  пути выделяются свои агенты  социализации.

    Социологи рассматривают  институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.

    Институт семьи  главное внимание уделяет воспроизведению,  социализации и материальному  обеспечению детей; экономические  институты – производству и  реализации товаров и услуг;  политические институты – защите  граждан друг от друга и  от внешних врагов; религиозные  институты – усилению социальной  солидарности и согласия; институты  образования – передаче культурного  наследия из поколения в поколение.  Разумеется, эта классификация слишком  упрощена. Один институт может  быть многофункциональным, в то  время как несколько институтов  могут участвовать в выполнении  одной и той же функции.

    В младенческий  период главными агентами социализации  являются родители или люди, постоянно  заботящиеся и общающиеся с  ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации в современном обществе активно включаются средства массовой информации. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. В зрелом возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

    Значительную  роль в социализации играет  образование. Образовательные учреждения  являются агентами социализации. Образование способствует социальным  изменениям благодаря подготовке  людей к внедрению новых технологий  и переоценке существующих знаний.

    Одним из механизмов  социализации является идентификация.  Действие идентификации как механизма  социализации связано с тем,  что индивид усваивает и реализует  нормы, ценности, качества и т.п.  тех групп, принадлежность к  которым он осознает. Иными словами,  действия людей во многом определяются  их самооценкой и групповым  членством.[1, c. 224]

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:1) язык; 2) ценности и нормы поведения; 3) навыки и умения; 4) статусы и роли; 5) поощрения и санкции.

Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек  принимает, анализирует, обобщает и  передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности – это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы – усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения – это  образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и обучающую роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Социальный статус характеризуется  социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д. Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Поведение личности, связанное  с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью. Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в  своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.[2, c. 138]

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и  умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и  институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

3.Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни. Но не следует рассматривать процесс  социализации только со стороны обучения и воспитания детей. Данные понятия  входят в определение социализации, но на самом деле, это лишь часть  всего процесса социализации личности. Если считать, что социализация сводится только к обучению и воспитанию ребенка, то можно сделать вывод, что данный процесс происходит лишь на первых стадиях развития человека – детства  и юности. Но это не так. Процесс  социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и  от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс  непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в  рамках детского садика, студенты –  в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной  ими молодой семьи.

Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его  нельзя ни ускорить, ни замедлить. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность и происходит социальная идентификация, т.е. осознание своей принадлежности к определенной общности. Затем происходит процесс, когда человек осознает себя личностью, это происходит примерно в 19-23 г. Критерием разграничения этих периодов является самостоятельность личности, а это явление индивидуальное. В экстремальных условиях личностью становятся в более раннем возрасте, а в спокойных условиях – позже. В зрелом возрасте происходит освоение и исполнение социальных ролей. С выходом на пенсию активная социализация заканчивается, жизненный опыт устаревает и наступает стадия деградации личности. Но существуют люди пожилого возраста, которые  с выходом на пенсию не в ступают в стадию деградации. Эти активные люди участвуют в жизни общества и обновляют свои знания и взгляды.

Из вышесказанного следует, что социализация не может сводиться только к воспитанию и обучению, ведь благодаря уникальному индивидуальному опыту не бывает двух одинаковых личностей. Можно сократить отдельные этапы социализации, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить весь процесс социализации в целом нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых  социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом  благодаря общественным отношениям.

Процесс становления и  формирования личности называют социализацией. Это важный процесс, так как социализация представляет собой процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Довольно большое влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

В работе были раскрыты две  стороны процесса формирования личности: внутренняя и внешняя, был рассмотрен факт, что личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. А также были выделены стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия), даны определения понятий «социальные институты», «агенты социализации» и рассмотрено их влияние на развитие личности. В результате собственного исследования был получен вывод о том, что социализация – это непрерывный процесс, который не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, и который нельзя удлинить или сократить, так как он продолжается всю жизнь.

Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколов С. В. Социология: Учебное пособие / С.В. Соколов. - М.: Форум, 2008. - 400 с.
  2. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.
  3. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 229 с.
  4. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  5. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 260 с.
  6. Спасибенко С.Г. Социология человека: Учебное пособие/ С.Г. Спасибенко.- М.: Экслибрис-Пресс, 2007. - 520 с.
  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие/ В.А. Ядов.- М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

Информация о работе Социализация как фактор личности