Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:43, контрольная работа
Цель работы: изучение социализации как фактора развития личности. В данной работе нам необходимо раскрыть как задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности. Показать две стороны процесса формирования личности: внутреннюю и внешнюю. Дать характеристику личности как объекта социальных отношений и как субъекта социальных связей. Дать определение понятия «социализация» и раскрыть отличие социализации от формирования личности.
Введение………………………………………………………………………...…3
1 Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………...4
2 Стадии, способы и средства социализации личности………………………...6
2.1 Стадии социализации………………………………………………….……6
2.2 Способы и средства социализации……………………………………….10
3 Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................14
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы…………………………………………………………..…..17
Кафедра философии, истории и праваКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине «Социология» Вариант 22 «Социализация как фактор развития личности »
Архангельск 2013 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………...4
2 Стадии, способы и средства социализации личности………………………...6
2.1 Стадии социализации……………………………
2.2 Способы и
средства социализации………………………
3 Социализация не может сводиться только
к обучению и воспитанию ребенка. Объясните
почему? Можно ли удлинить или сократить
процесс социализации? Почему?.......................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что младенец
вступает в большой мир как
биологический организм и его
основной заботой в этот момент является
собственный физический комфорт. Через
некоторое время ребенок
Цель работы: изучение социализации как фактора развития личности.
В данной работе нам необходимо раскрыть как задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности. Показать две стороны процесса формирования личности: внутреннюю и внешнюю. Дать характеристику личности как объекта социальных отношений и как субъекта социальных связей. Дать определение понятия «социализация» и раскрыть отличие социализации от формирования личности.
Необходимо перечислить стадии процесса социализации, дать их краткую характеристику. Выяснить что такое « институт социализации», охарактеризовать институты, присущие каждой стадии. Назвать агентов социализации и определить основные средства.
Работа состоит из трех глав: первая и вторая главы теоретические, третья глава практическая, в которой необходимо ответить на вопрос «Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?».
Работа представлена на 17-ти страницах. Для выполнения было использовано шесть источников литературы.
1 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.
В момент появления на свет человек еще не обладает всеми человеческими качествами. Человек понятие самое общее (единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens), он приходит в мир как индивид – носитель индивидуально-своеобразных черт. Понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.
Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?
В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.
Отсюда можно сделать вывод, что решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек. Человек становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Личность – это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений.
Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это совокупность черт, присущих только данной личности.
Личность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.
Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.
Процесс формирования личности имеет две стороны.
Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения).
Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»
Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.
Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких «компонентов» слагается? Методологический принцип, сформулированный Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей. Связь человека со средой осуществляется посредством деятельности.
Проблема взаимодействия личности и среды является основной, на пути к формированию полноценной, психически здоровой личности. Не секрет, что без взаимодействия среды и личности, не будет развитие самой личности. Социальная среда с самого детства закладывает в человека стереотипы, нормы и модели поведения, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни.
Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.
Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.
Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Понятия «формирование личности» и «социализация» пересекаются, но они не идентичны. Социализация отличается от формирования личности тем, что в формировании на первый план выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития по пути духовного роста. Социализация есть условие и основа развития социального развития личности. Социализация и формирование личности - процессы параллельные, особенно тесно связанные на ранних стадиях жизни человека.
2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Стадии социализации
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация
- стадия адаптации к
2. Стадия индивидуализации - стремление
к выделению. Проявляется
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции -
стремление найти свое место
в обществе. Успешность интеграции
определяется соответствием
- усиление агрессивности
- отказ от своей
- конформизм, внешнее
согласие с требованиями
4. Трудовая стадия социализации
- наиболее продолжительная
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его воспроизводит, развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой
деятельности - стадия пожилого возраста.
Особенность заключается в
2.2 Способы и средства социализации
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи.
На всех стадиях социализации воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу.
Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности принято называть институтами социализации. Институты, группы или отдельные люди, которые способствуют социализации, называют, в свою очередь, агентами социализации.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности