Социализация как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучение социализации как фактора развития личности. В данной работе нам необходимо раскрыть как задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности. Показать две стороны процесса формирования личности: внутреннюю и внешнюю. Дать характеристику личности как объекта социальных отношений и как субъекта социальных связей. Дать определение понятия «социализация» и раскрыть отличие социализации от формирования личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1 Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………...4
2 Стадии, способы и средства социализации личности………………………...6
2.1 Стадии социализации………………………………………………….……6
2.2 Способы и средства социализации……………………………………….10
3 Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................14
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы…………………………………………………………..…..17

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

     
 

Кафедра философии, истории и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

Вариант 22

«Социализация как фактор развития личности »

 

Студента

Герасимовой Яны Федоровны

Номер личного дела

09ФФД 10228

Специальность/направление

Финансы и кредит

Курс 

4

Группа 

1

Форма обучения

периферия

   

Руководитель

Шубина Татьяна Федоровна


Архангельск

2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1 Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и       содержание процессов социализации личности………………………………...4

2 Стадии, способы и средства социализации личности………………………...6

   2.1 Стадии социализации………………………………………………….……6

   2.2 Способы и  средства социализации……………………………………….10

3 Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................14

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список литературы…………………………………………………………..…..17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как  биологический организм и его  основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через  некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Цель работы: изучение социализации как фактора развития личности.

В данной работе нам необходимо раскрыть  как  задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности. Показать две стороны процесса формирования личности: внутреннюю и внешнюю. Дать характеристику личности как объекта социальных отношений и как субъекта социальных связей. Дать определение понятия «социализация» и  раскрыть отличие социализации от  формирования личности.

Необходимо перечислить  стадии процесса социализации, дать их краткую характеристику. Выяснить что  такое « институт социализации», охарактеризовать институты, присущие каждой стадии. Назвать агентов социализации и определить основные средства.

Работа состоит из трех глав: первая и вторая главы  теоретические, третья глава практическая, в которой необходимо ответить на вопрос «Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?».

Работа представлена на 17-ти страницах. Для выполнения было использовано шесть источников литературы.

1 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.

СОЦИАЛЬНАЯ  ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

В момент появления на свет человек еще не обладает всеми человеческими качествами. Человек понятие самое общее (единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens), он приходит в мир как индивид – носитель индивидуально-своеобразных черт. Понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

    Как из индивида  формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?

    В литературе  описано немало случаев, когда  маленькие дети попадали в  мир животных, лишались человеческого  общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.

Отсюда можно сделать вывод, что решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек. Человек становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Личность – это  представитель общества, продукт  социально обусловленного индивидуального  развития, носитель социальных свойств. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений.

Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Это совокупность черт, присущих только данной личности.

Личность является предметом  изучения целого ряда гуманитарных наук: физиологии, философии, психологии, социологии и др.

Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.

Процесс формирования личности имеет две стороны.

Внутренняя сторона  подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и  психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения).

Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом  на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»

Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает  эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы  общества, образцы поведения. Все  это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.

Личность как субъект  социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать  себя не только частью единого социального  целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Личность формируется  в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких «компонентов» слагается? Методологический принцип, сформулированный Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей. Связь человека со средой осуществляется посредством деятельности.

Проблема взаимодействия личности и среды является основной, на пути к формированию полноценной, психически здоровой личности. Не секрет, что без взаимодействия среды и личности, не будет развитие самой личности. Социальная среда с самого детства закладывает в человека стереотипы, нормы и модели поведения, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни  во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство  социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.

Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а  также в ходе целенаправленного, педагогически организованного  воспитания.

Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Понятия «формирование личности» и «социализация» пересекаются, но они не идентичны. Социализация отличается от формирования личности тем, что в формировании на первый план выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития по пути духовного роста. Социализация есть условие и основа развития социального развития личности. Социализация и формирование личности - процессы параллельные, особенно тесно связанные на ранних стадиях жизни человека.

 

 

 

 

 

2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

2.1 Стадии социализации

 

 

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному  окружению (от рождения до подросткового  возраста). Особенностью этого этапа  является то, что дети некритически  усваивают социальный опыт через  подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации - стремление  к выделению. Проявляется критическое  отношение, иногда вплоть до  нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще  недостаточно осознанным стремлением  к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место  в обществе. Успешность интеграции  определяется соответствием основных  свойств (качеств) личности общественным  ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

- усиление агрессивности личности  по отношению к социальному  окружению в целях сохранения  своей неповторимости, своего «Я»;

- отказ от своей индивидуальности  и неповторимости, стремление стать таким как все»;

- конформизм, внешнее  согласие с требованиями социального  окружения, но внутреннее желание  сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение  личности на внутреннее и внешнее  Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой  деятельности человека, фактически  период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его воспроизводит, развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой  деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании  функции передачи социального  опыта подрастающему поколению.

 

2.2 Способы и средства социализации

 

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения  заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи.

На всех стадиях социализации воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности принято называть институтами социализации. Институты, группы или отдельные люди, которые способствуют социализации, называют, в свою очередь,  агентами социализации.

Информация о работе Социализация как фактор развития личности