Социализация как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучение социализации как фактора развития личности. В данной работе нам необходимо раскрыть как задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности. Показать две стороны процесса формирования личности: внутреннюю и внешнюю. Дать характеристику личности как объекта социальных отношений и как субъекта социальных связей. Дать определение понятия «социализация» и раскрыть отличие социализации от формирования личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1 Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………...4
2 Стадии, способы и средства социализации личности………………………...6
2.1 Стадии социализации………………………………………………….……6
2.2 Способы и средства социализации……………………………………….10
3 Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................14
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы…………………………………………………………..…..17

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

На дотрудовой стадии социализации институтами социализации выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. Семья рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры. В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Во втором периоде  ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим институтом социализации.

С точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии социализации является трудовой коллектив.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий  анализ можно интерпретировать в  разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое  принятие решений характеризует  определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа.  Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как  сам вопрос о существовании послетрудовой  стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов социализации можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и институты социализации данной стадии.

Социализация подразделяется на первичную социализацию и вторичную  социализацию. Принято считать, что  первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана  с формированием обобщенного образа действительности. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты социализации — это ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Характер вторичной  социализации представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда  роли прямо или косвенно связаны  с трудовой деятельностью. Вторичная  социализация рассматривается как  двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты социализации — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт  между личностями, личностью и  группой:

-  язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки

-  ценности – идеальные представления,  принципы, с которыми личность соотносит свои поступки,

-  нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.

- навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка  и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо  интенсивно он протекает в молодые  годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

 

 

 

 

 

3 Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

 

 

 

Социализация не может  сводиться только к обучению и  воспитанию ребенка. Понятие «социализация» шире традиционных понятий  «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности.

Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Мы живем в мире, который меняется и требует от нас соответствующих изменений. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей  формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей  мере имеет дело с мотивацией поведения.

Можно сократить отдельные  этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек, появляясь на свет, еще не обладает всеми человеческими качествами. Он приходит в мир как индивид с теми задатками психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне.

Исходя из того как  человек, выросший среди животных, ведет  себя ,попав к людям, можно сделать вывод, что решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором  он живет. Человек становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми.

Одновременно с процессом  формирования личности идет процесс  ее социализации. Человек развивается на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой, при этом  предполагается усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация личности в том обществе, к которому он принадлежит.

Выделяют пять основных стадий социализации: первичная социализация (от рождения до подросткового возраста); стадия индивидуализации - стремление к выделению; стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе; трудовая стадия; стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста.

 На каждой стадии социализации есть свои институтами социализации: семья и детские дошкольные, школа, трудовой коллектив, общественные организации.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Социология: Учебник  для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А.  Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. «100 экзаменационных ответов по психологии». Экспресс-справочник, Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001 г.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности– http://uchebnikfree.com/page/pedagogu/ist/ist-4--idz-ax250--nf-39.html

4. Исторический материализм: под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина

Москва, "Высшая школа", 1974 г.- http://www.biografia.ru/arhiv/istmat.html

5.  Институты социализации  – http://shiza.com.ua/instituti-sotsializatsii/

6. Социология. Краткий курс Борис Акимович Исаев – http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks172833\




Информация о работе Социализация как фактор развития личности