Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:48, реферат
Социология личности есть учение о личности как социальном существе существующим в том или ином обществе. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (18 в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. Человеком рождаются, а личностью становятся, а вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
Элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………………………..5
2. Стадии, способы и средства социализации личности…………………….9
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объяснить почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?................................................................................12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………14
План
Введение…………………………………………………………
1. Личность
и социальная среда.
2. Стадии, способы и средства социализации личности…………………….9
3. Социализация
не может сводиться только
к обучению и воспитанию
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социология личности есть учение о личности как социальном существе существующим в том или ином обществе. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (18 в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. Человеком рождаются, а личностью становятся, а вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
Элементами любых социальных систем, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем семи миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Процесс
становления личности называют социализацией.
Это крайне важный процесс, так как
социализация представляет собой усвоение
индивидом знаний, верований, то есть
культуры общества, к которому он принадлежит.
Цель работы состоит
в рассмотрении социализации как фактора
развития личности, в раскрытии того, как
социальная среда влияет на формирование
и развитие личности, какие стадии, способы
и средства социализации личности существуют.
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий.
Для социально-психологического
анализа личности следует четко
разграничить понятия "личность",
"индивид", "индивидуальность",
"человек".
Человек – биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими
психическими функциями, способное создавать
орудия, пользоваться ими в процессе общественного
труда.
Индивид понимается как отдельный, конкретный
человек, как единичный представитель
человеческого рода и его (от лат. individ
– неделимый, конечный).
Индивидуальность можно
определить как совокупность черт, отличающих
одного индивида от другого, причем различия
проводятся на разных уровнях – биохимическом,
нейрофизиологическом, психологическом,
социальном.
Личность -это устойчивая система
социально значимых черт, которые
характеризуют индивида, и включения
индивидов в систему социальных отношений
посредством активной предметной деятельности
и общения.
Каждая личность представляет
одновременно как продукт современной
ей эпохи и как результат всемирно-исторического
развития человечества, опыт которого,
воплощенный в содержании накопленных
знаний, существующих видов деятельности
и произведений искусства, она усваивает,
живя в той или иной стране в составе определенного
народа.
В конечном счете, становление и развитие личности, ее социализация выступают как формирование системы ее специфических социальных характеристик. Фактически в каждом из своих проявлений личность – это определенная система ее элементов, в качестве которых выступает ее социальные свойства.
Социология,
как наука, выделяет в личности социально-типическое.
Основная проблематика социологической
теории личности связана с процессом формирования
личности и развития ее потребностей в
неразрывной связи с функционированием
и развитием социальных общностей, изучением
закономерной связи личности и общества,
личности и группы, регуляции и саморегуляции
социального поведения личности. Социология
в целом содержит множество теорий личности,
которые отличаются друг от друга кардинальными
методологическими установками.
Формирование
личности человека – это последовательное
изменение и усложнение системы отношений
к окружающему миру, природе, труду, другим
людям и к себе. Оно происходит на протяжении
всей его жизни. Особенно важен при этом
детский и юношеский возраст. Развитие
человека – очень сложный процесс. Оно
происходит под влиянием, как внешних
воздействий, так и внутренних сил, которые
свойственны человеку, как всякому живому
и растущему организму. К внешним факторам
относятся, окружающая человека естественная
и социальная среда, а также целенаправленная
деятельность по формированию у детей
определенных качеств личности ; к внутренним
– биологические, наследственные факторы.
На формирование
личности влияют три фактора: воспитание,
социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание это ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное
значение в развитии личности: уровень
развития производства и характер общественных
отношений определяют характер деятельности
и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические
предпосылки способностей к разным видам
деятельности. Но сами по себе задатки
еще не обеспечивают способностей и высоких
результатов деятельности. Лишь в процессе
воспитания и обучения, общественной жизни
и деятельности, усвоения знаний и умений
у человека на основе задатков формируются
способности. Задатки могут реализоваться
лишь при взаимодействии организма с окружающей
социальной и природной средой.
Социализация – это процесс накопления
людьми опыта и социальных установок,
соответствующих определенным социальным
ролям, и формирования социальных качеств.
Это усвоение индивидом социального опыта,
в ходе которого формируется конкретная
личность.
Личностный рост обусловлен
множеством внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся: принадлежность
индивидуума к определенной культуре,
социально-экономическому классу и уникальной
для каждого семейной среде. С другой стороны,
внутренние детерминанты включают генетические,
биологические и физические факторы.
Таким образом, в процессе социализации,
заложенные в человеке психобиологические
способности, не просто реализуются, а
транслируются в социально-значимые свойства
человеческой личности посредством воспитания,
образования, приобщения индивида к культуре.
На основе этого усвоения в ходе социализации
происходит формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря которым
человек становится дееспособным участником
социального взаимодействия, полноправным
и активным членом общества. Процесс социализации
непрерывен,продолжается в течение всей
жизни человека.
Человек – существо социальное. Однако
ни один человек не рождается готовым
членом общества. Интеграция индивида
в общество – длительный и сложный процесс,
включающий в себя усвоение социальных
норм и ценностей.
Социализация идет по двум взаимно
переплетающихся направлениям. С одной
стороны, включается в систему социальных
отношении, индивид усваивает культурный
опыт своего общества, его ценности и нормы.
В данном случае он является объектом
общественного воздействия. С другой стороны,
социализируясь, человек все шире и активнее
участвует в делах общества и дальнейшем
развитии его культуры. Здесь он выступает
уже как субъект социальных отношении.
2. Стадии, способы и средства социализации личности
Способом приобщения служит социализация. В широком смысле социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на человека с целью его социализации в определенном направлении, а также образование – «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим».
Выделяют
следующие стадии социализации:
Первичная социализация, или
стадия адаптации (от рождения до
подросткового периода ребенок усваивает
социальный опыт некритически, адаптируется,
приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения «мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, так как
все еще неустойчиво в мировоззрении и
характере подростка. Юношеский возраст
(18-25 лет) характеризуется как устойчиво
концептуальная социализация, когда вырабатываются
устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание
найти свое место в обществе, «вписаться»
в общество). Интеграция проходит благополучно,
если свойства человека принимаются группой,
обществом. Трудовая стадия социализации
охватывает весь период зрелости человека,
его трудовой деятельности, когда человек
не только усваивает социальный опыт,
но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям.
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.
Институты социализации. Социологи рассматривают институты
как устойчивый комплекс норм, правил,
символов, регулирующих различные сферы
человеческой жизнедеятельности и организующих
их в систему ролей и статусов, с помощью
которых удовлетворяются основные жизненные
и социальные потребности. Каждый институт
выстраивается вокруг стандартного решения
определенного набора проблем. Институт
семьи главное внимание уделяет воспроизведению,
социализации и материальному обеспечению
детей; экономические институты – производству
и реализации товаров и услуг; политические
институты – защите граждан друг от друга
и от внешних врагов; религиозные институты
– усилению социальной солидарности и
согласия; институты образования – передаче
культурного наследия из поколения в поколение.
Разумеется, эта классификация слишком
упрощена. Один институт может быть многофункциональным,
в то время как несколько институтов могут
участвовать в выполнении одной и той
же функции.
Агентами
социализации называют институты, группы
и отдельных людей, которые оказывают
значимое влияние на социализацию.
На каждом этапе жизненного пути выделяются
свои агенты социализации.
В младенческий период
главными агентами социализации являются
родители или люди, постоянно заботящиеся
и общающиеся с ребенком. В период от трех
до восьми лет количество агентов социализации
быстро растет. Кроме родителей ими становятся
друзья, воспитатели, другие люди, окружающие
ребенка. Кроме этого в процесс социализации
в современном обществе активно включаются
средства массовой информации. Исключительно
важным в процессе социализации является
период от 13 до 18 лет. В этот период начинает
формироваться отношение к противоположному
полу, возрастает агрессивность, стремление
к риску, независимости и самостоятельности.
В зрелом возрасте на первое место по значимости
выходят сословие, трудовой или профессиональный
коллектив, отдельные личности.
Значительную
роль в социализации играет образование.
Образовательные учреждения являются
агентами социализации. Образование
способствует социальным изменениям благодаря
подготовке людей к внедрению
новых технологий и переоценке существующих
знаний.
Одним из механизмов
социализации является идентификация.
Действие идентификации как механизма
социализации связано с тем, что индивид
усваивает и реализует нормы, ценности,
качества и т.п. тех групп, принадлежность
к которым он осознает. Иными словами,
действия людей во многом определяются
их самооценкой и групповым членством.
3.
Социализация не может
Известно,
что младенец вступает в большой
мир как биологический организм
и его основной заботой в этот
момент является собственный физический
комфорт. Через некоторое время
ребенок становится человеческим существом
с комплексом установок и ценностей,
с симпатиями и антипатиями, целями
и намерениями, шаблонами поведения
и ответственностью, а также с
неповторимо индивидуальными
В самом начале жизненного пути человек не имеет собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от своего остального мира является результатам довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не является частью его собственного тела, как, например пальцы или руки.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности